Имя предводительницы партизанского отряда Василисы Кожиной упоминается чуть ли не в каждой книге( посвященной войне 1812 года. Но существовала ли эта легендарная женщина на самом деле?
В 1812 году в Смоленской губернии старостиха (то есть жена сельского старосты) Василиса Кожина собрала партизанский отряд из женщин и подростков и во главе этого отряда повела успешную борьбу с французскими оккупантами. Так гласит легенда, многократно растиражированная патриотической пропагандой – как царской, так и советской.
Но факты заставляют усомниться в ее правдивости.
«Сукин сын Отечества»
Издавался в 1812 году в Петербурге такой журнал – «Сын Отечества». Некоторые над ним шутили. Говорили; «Это не Сын Отечества, это какой-то Сукин Сын».
Редактором в журнале был известный литератор того времени – Николай Греч. И вот журнал «Сын Отечества» в 1812 году, естественно, вел патриотическую пропаганду. Стремился рассказывать раз-личные героическо-патриотические истории. А где ж их взять? Подчеркнем, что на дворе 1812 год. Нет ни телефонов, ни радио, ни самолетов. Вот идут бои, например, в Смоленской губернии. И как ему, Гречу, в Петербурге узнать обстоятельства этих боев?
А ведь патриотические статьи нужны уже прямо сейчас! Поэтому, недолго думая, Греч с коллегами по журналу принимают простое решение – будем сочинять! Одним из таких выдуманных героев (точнее – героинь) и стала «старостиха Василиса».
В один прекрасный день 1812 года в «Сыне Отечества» появилась заметка: «Староста одной деревни Сычёвского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует… Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мертвый…»
Вот все, что было сказано в этой заметке про «старостиху Василису».
«Ложь во благо»
С годами история «старостихи Василисы» обросла дополнительными подробностями. Постепенно из Василисы сделали уже не просто смелую женщину, а одного из вождей партизанского движения. Эта легенда целиком перешла и в советскую официальную историографию. Между тем, фигура Василисы Кожиной придумана редколлегией «Сына Отечества» от начала до конца. Даже то деяние, которое Василисе было приписано на страницах журнала (убийство пленного француза), – даже его не было.
Открываем воспоминания литератора Михаила Дмитриева. Вот что он писал: «”Сын Отечества” отличался тогда патриотическими статьями всякого содержания и мелкими анекдотами… Эти анекдоты большею частью были выдуманы, но принимались за правду: им верили… Так распространился рассказ о русском Сцеволе; о том, как старостиха Василиса перевязала голодных французов и привела на веревке к русскому начальнику; как один казак победил нагайкой троих артиллеристов… Все это было ко времени и производило сильное действие». Кстати, а что это за «русский Сцевола», про которого упоминает Дмитриев? А это еще одна известная история, сочиненная редколлегией «Сына Отечества». Якобы французы выжгли каленым железом на руке некоего русского крестьянина клеймо в виде буквы «N» (Napoleon). И сказали – теперь ты должен служить нашему императору Наполеону!
Тогда крестьянин-патриот схватил топор и тут же отрубил себе руку с проклятым клеймом. За это крестьянина и прозвали «русским Сцеволой» (в честь римского героя, невозмутимо спалившего свою правую руку в огне, дабы впечатлить этрусских завоевателей).
Абсурдность этой истории очевидна. Не было у французов такого обыкновения – клеймить кого-либо литерами «N». И главное – зачем себе руку отрубать? Если ты за что-то осерчал на французов, возьми тот же топор и иди громить оккупантов. Но чтобы самому себя так просто калечить!
Конечно же, история про «русского Сцеволу» – выдумка. При советской власти легенду про крестьянина-членовредителя задвинули «на задний план». А вот легенда про партизанку Василису Кожину осталась…