Джомо Кениата занимал пост президента Кении на протяжении 14 лет и оставил после себя по меркам Африки процветающую страну. Когда он умер, то был помещен в мавзолей, вход в который охраняют каменные львы.
И это символично: опытный политик Кениата всю жизнь лавировал между разными системами, безуспешно пытаясь соединить эти противоположности… Кения в основном знаменита своей природой, спортсменами и национальными парками. Здесь долгое время хозяйничала Португалия, потом оманские арабы и работорговцы, отправлявшие невольничьи караваны в Европу и США.
Но в XIX веке сюда пришла Британия и превратила страну на долгие годы в свою колонию.
Свой среди кикуйю
Плотность британского владычества была в Кении была так высока, что страну называли «приусадебным участком палаты лордов». Британцы возводили здесь поместья, создавали предприятия, изгоняя со своих земель целые народы. В числе пострадавших оказались кикуйю, которые наряду с народностями лухья и луо (дед бывшего президента США Барака Обамы – уроженец племени луо) являются самыми многочисленными народами Кении.
Но нет худа без добра: благодаря пришельцам кенийцы стали потихоньку приобщаться к прогрессу. Они нанимались на работу к англичанам в качестве слуг, сельхозрабочих, садовников, уборщиков, перенимали европейский опыт, приобщались к знаниям.
Одним из таких любознательных и энергичных кенийцев был уроженец племени кикуйю Нгенги ва Камау, родившийся в 1891 году в местечке Ичавери близ Найроби. В течение первой половины своей жизни этот харизматичный кениец дважды менял имя – окончив миссионерскую школу, стал называться Джонстоном Камау, а позже, ощутив свое истинное призвание, взял имя Джомо Кениата (Джомо переводится как «пылающее копье», Кениата – «свет Кении»). Неизвестно, насколько имя помогало ему преодолевать трудности, но вскоре обычный африканский паренек устроился работать переводчиком в Верховный суд страны, а после стал служащим муниципалитета Найроби. Здесь ему удалось познакомиться с людьми, мечтавшими об освобождении страны, жаждущими знаний и сплоченности ради большой цели. В 1924 году он вступил в первую политическую организацию Кении – Центральную ассоциацию кикуйю. А в середине 1920-х создал общественно-политический журнал на языке кикуйю под названием «Муиг-витания». Вокруг журнала сплотились наиболее просвещенные и неравнодушные кенийцы. Понимая, что Англия будет всячески тормозить процесс освобождения, Джомо в конце 1920-х годов отправился в Европу. Партия поручила ему организовать международную поддержку и найти способ, как заставить британское правительство пойти на уступки местному населению.
Антиимперская борьба
Однако европейские гуманисты не спешили идти на помощь закабаленной Кении. Вскоре Джомо Кениата ясно осознал: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Никто не спешил помогать Кении деньгами и связями, и Джомо пришлось немало потрудиться, чтобы приобрести авторитет среди европейских борцов с колониализмом. И это ему удалось: Кениата участвовал в деятельности Антиимпериалистической лиги и в конференции негритянских рабочих в Гамбурге, познакомился со многими деятелями африканского освободительного движения – ганцем Нкрумой, малавийцем Бандой, будущим лауреатом Международной Ленинской премии танзанийцем Ньерере. Но не найдя понимания в Англии, Джомо решил перебраться в Москву.
Так в середине 1930-х годов молодой африканец оказался в СССР, где проходили грандиозные события: широкие социалистические преобразования, сопровождаемые конвейером Большого террора. Трудно сказать, что именно Джомо привез из Москвы, но можно не сомневаться, что два года учебы в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени Сталина не прошли даром.
Незадолго до начала Второй мировой войны будущий «отец Кении», вернулся в Англию. Познакомившись с выдающимся антропологом Брониславом Малиновским, он вскоре написал известную книгу «Лицом к горе Кения». Тем временем в мире назревали большие перемены: страны-колонизаторы, такие как Англия, Франция, Бельгия, занятые подготовкой к войне, уже не могли сдерживать рост национальных движений так, как прежде. И бунтари-африканцы хорошо это понимали – казалось, нужно еще одно усилие, и ярмо национального гнета будет повержено.
Предчувствуя это, африканские борцы с колониализмом организовали V Панафриканский конгресс в Манчестере, на котором приняли программу африканской «автономии и независимости».
Однако все это были теоретические игры, которые необходимы были для привлечения внимания прогрессивных сил, но реальные изменения могла принести только борьба, развернутая на родине.
Поэтому в 1946 году Джомо Кениата, вдохнувший полной грудью воздух свободной Европы, вернулся домой. Надо полагать, приблизительно в это время им и сподвижниками и была создана тайная организация мау-мау (звук, издаваемый гиеной, пожирающей падаль).
Об этом движении, которое нередко называют сектой, известно не очень много, да и сам Джомо всегда открещивался от своего участия в ее деятельности. И неудивительно, поскольку это была своего рода «боевая организация» кикуйю, созданная на базе их религиозных верований, культов и обычаев. Они нападали на фермы, которыми владели белые, поджигали их, иногда убивали обитателей. Мау-мау безжалостно расправлялись с теми из африканцев, кто состоял на службе у белых, создавая нетерпимую обстановку вокруг присутствия колонизаторов на земле Кении. Противники мау-мау рассказывали, что участники общества практиковали каннибализм и скотоложество, безжалостность и ненависть, считая Джомо Кениату своим «богом». На собраниях секты участники пели псевдохристианские гимны, где вместо Иисуса фигурировал Кениата.
В 1952 году набеги мау-мау до того надоели британцам, что они развернули против них настоящую войну. Всех, у кого были обнаружены бритвенные надрезы под мышкой (знак принадлежности к мау-мау), расстреливали на месте, их лидеров сажали в тюрьмы. Джомо Кениата как глава мау-мау получил семь лет заключения и отправился за решетку.
Из тюрьмы в президенты
За годы его отсидки колониальный режим окончательно себя скомпрометировал, и в 1961 году, после того как правительство Великобритании согласилось предоставить Кении самоуправление, Кениата вернулся из ссылки и занял пост президента Национального союза африканцев Кении, после чего был избран премьер-министром страны.
12 декабря 1963 года Кениата спустил флаг Великобритании, объявив, что Кения стала независимым государством. С 1963 года и до самой смерти, случившейся в 1978 году, Кениата находился в должности президента, пытаясь найти для своего народа наиболее приемлемую форму существования.
Поначалу президент пытался реализовать свои социалистические идеи, вероятно, почерпнутые в Москве, однако после того, как СССР стал снабжать оружием одного из его противников – Огингу Одингу, Джомо стал сторонником прозападных идей. Удивительно, но в Кении сильны позиции православной церкви. Так уж вышло, что Джомо Кениата был другом архиепископа Кипрского Макария III – они вместе сидели в колониальной тюрьме на Сейшельских островах, где и познакомились.
В 1970-х годах в знак признательности Кениата подарил православной церкви через архиепископа Макария большой участок земли под Найроби. С тех пор в Кении было рукоположено 260 православных священников из местного населения, а православных кенийцев сейчас уже более 650 тысяч!
Вероятно, в силу национальных традиций первый президент не забывал о себе и своей семье, поскольку сегодня его вдова Мама Нгина Кениата, является одной из трех африканских женщин, на счету которых числится миллиард. Семья Кениата владеет сельскохозяйственным предприятием, а также несколькими пятизвездочными отелями и авиакомпаниями.
Сегодня Кенией руководит сын Джомо – Ухуру Кениата, который недавно обвинялся в преступлениях против человечества.
К счастью, первый президент, тело которого покоится в мавзолее, выстроенном для него в Найроби, уже ничего не узнает.