Время безжалостно, в нем от малого до великого один шаг, и наоборот. Вот и эвенки (другое их название — тунгусы) сейчас совсем небольшой народ, тогда как в прошлом они контролировали огромные территории, а их близкие «родственники» — маньчжуры — держали в руках значительную часть нынешнего Китая.
Эвенков до 1930-х называли исключительно тунгусами — это наименование пришло из якутского языка. Сами они называют себя эвэнкилами, что переводится как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Ближайшие родственники эвенков — нанайцы, удэгейцы, эвены, маньчжуры.
Ученые считают эвенкийский язык переходным между тюркскими и монгольскими наречиями. Своей письменности у эвенков не было, только пиктограммы — охотничьи зарубки. Зато развивалось устное народное творчество. В наше время эвенки используют кириллицу, превратившую их древний язык в книжный. Многие хорошо известные нам географические названия эвенкийского происхождения. Например, Енисей, что означает в переводе на русский «большая река.
Их прародиной, скорее всего, является Восточная Сибирь, Прибайкалье. Историки считают, что как нация эвенки сформировались в период неолита в горных районах Восточных Саян и реки Селенги и стали родоначальниками глазковской археологической культуры. Именно тогда в их обиходе появились чумы, кафтаны с яркими нагрудниками, горшки-самокуры, деревянные колыбели, широкие лыжи. Все это эвенки пронесли через тысячелетия.
ВЕРХОМ НА ОЛЕНЯХ
Важнейшим этапом в истории эвенков было приручение оленей. Вместе со своими стадами они кочевали на огромной территории — от Северного Ледовитого океана и Камчатки до Приамурья. Родиной считали всю Землю: «Эвенки нигде — и везде». Как только возникали проблемы с пропитанием оленей, племя снималось с места и уходило на «свежее» стойбище. Кстати, эвенкийские воины умели ездить верхом на оленях — это отличает их от других северных народов. В своих преданиях они так и делили историю — на времена людоедства и времена оленеводства.
Некоторые исследователи считают, что именно эвенки обучили маньчжуров и монголов военному делу. Они не боялись дальних переходов, первыми научились стрелять из тугих луков, защищали себя металлическими пластинами. В итоге маньчжуры на несколько веков завоевали Китай. Да и древнекитайские летописи свидетельствуют о столкновениях с эвенками задолго до начала нашей эры.
КАК ЖИЛИ ЭВЕНКИ
Традиционное жилище эвенков с глубокой древности — чум. Это сооружение конической формы не изменилось за тысячелетия. «Скелет» чума сооружается из 25-40 плотно собранных жердей и зимой покрывается оленьими шкурами (в сильные холода — в два слоя), а летом — прокопченными берестяными «покрывалами». В центре чума располагается открытый очаг или глиняный камин, над ним крепятся жерди для подвешивания котла. Традиционно постройкой жилища занимаются исключительно женщины. Они же разбирают его и укладывают на нарты при переезде.
Женщина — хозяйка чума, она отвечает за тепло и уют в доме, готовит пищу и следит за детьми. Она выделывает шкуры, шьет из них одежду, обувь, украшения и даже посуду. Разумеется, интерьер дома — тоже дело ее рук. При этом на точное изображение живых существ в эвенкийской культуре лежит строгий запрет: только аллегории. Многие фигуры орнаментов имеют сакральное значение. Например, треугольники означали культ плодородия.
Мужчины весьма искусно занимались обработкой дерева, кости и металла. Изготавливали лодки-долбленки и нарты — главные транспортные средства.
Важнейшее занятие для любого древнего народа — добыча зверя. Без этого не прокормишься, не выживешь. На охоте совершенствовалось мастерство владения оружием, возникали самобытные традиции, военные хитрости. Эвенки издавна освоили луки, рогатины, устанавливали самострелы и петли. За зверем гонялись или били его на водопойных тропах из засады, скрываясь в чащах или незаметно подплывая в лодках. Подкрадываясь к зверю, маскировались, накидывая на себя шкуру оленя. Тут охотничьи обычаи пересекались с религиозными верованиями: они считали, что дух убитого оленя помогает человеку стать ловчее, сильнее. Главным помощником на охоте была собака. Рыбу добывали с помощью лука и остроги, а зимой подцепляли через лунки во льду.
ШАМАНСКИЕ ВОЙНЫ
Главной ячейкой в эвенкийских общинах был род. Человек, выбравший жену, принимал на себя обязанность защищать от врага братьев и отца жены. Как правило, эвенки жили общинами, которые объединяли несколько родов. В каждой общине непременно имелся шаман. Кстати, это понятие пришло в обиход именно от эвенков. Шаманы лечили больных, призывали удачу перед охотой, посредничали между людьми и духами природы. Камлая, они умели входить в экстаз. И эвенки верили, что шаманы путешествуют по небу и наведываются в мир мертвых. Это, пожалуй, было главной их задачей. Ведь эвенки в старые времена с особым ужасом относились к смерти, каждую гибель соплеменника считая убийством. И шаман непременно должен был узнать у духов, кто виноват. Как правило, он называл кого-то из соседней общины, после чего собирался отряд для отмщения. Другим смертельным оскорблением и поводом для междоусобицы был отказ от выдачи просватанной невесты или даже убийство свата. Как правило, дело ограничивалось локальными стычками, но случались и затяжные ожесточенные «войны» с гибелью десятков людей с обеих сторон. При этом женщин, детей и стариков старались не трогать. Но не гнушались рабовладением. Невольниками становились пленные из других тунгусских или иных племен.
Иногда межродовые конфликты ограничивались поединком двух предводителей: они должны были постоянно доказывать свою силу. Состарившись, вожди нередко искали гибели в бою — достойной и почетной смерти. Иногда предлагали сородичам (или даже врагам!) убить их и съесть их сердце.
РУССКАЯ ЭПОХА
Они всегда ценили свободу, и, когда в Сибирь и на Дальний Восток пришли русские, эвенки поначалу встретили их более агрессивно, чем другие местные племена. Держались горделиво, воинственно. Но постепенно научились находить общий язык с посланцами Москвы, знакомившими эвенков с достижениями современной цивилизации. Кстати, русские, в отличие от китайцев и монголов, не подавляли эвенков, не пытались их ассимилировать, не искореняли их традиций и верований.
К XVII веку эвенков значительно потеснили более многочисленные и спаянные якуты — это противостояние длилось уже700 лет. Территория для кочевий уменьшилась, и тогда эвенки обратились за помощью к русскому народу. Именно в ту пору могущественный эвенкийский князь Гантимур — настоящий богатырь, фигура для эвенков легендарная — стал верным союзником России. Его род принял русское подданство и взял на защиту от врагов наши границы в Забайкалье. Многие эвенки приняли православие и буддизм. При этом они по-прежнему остаются «детьми природы» и частенько обращаются за помощью и советом к своим шаманам.
Сейчас в России проживает более 35 тысяч эвенков и около 20 тысяч родственных им эвенов, освоивших побережье Охотского моря. Примерно 40 тысяч эвенков живут на территории Китая, еще около тысячи — в Монголии. Но только в России им удалось сохранить национальное своеобразие.
чушь великорусская, как обычно! В Сибири и на Дальнем Востоке коренные малочисленные народы спиваются и вымирают! А именно в Китае они сохранили свои национальные качества!
это говорит вам великий историк и этнограф – парамошка
хотелось бы прочесть чушь великоэвенкийскую, но за неимением письменности будем читать ту, что есть. у моей сестры двоюродной, кстати дед – хохол, а бабка эвенка – забавно вышло.
Очень интересно, как же спиваются коренные народы Сибири, учитывая, что у них на генетической уровне непериносимость алкоголя и отсутствие ферментов его перерабатывающих . Собственно поэтому, они стараются не усугублять, да и при большом желании не могут переборщить со спиртным. И судя по тому, что имя Ваше “пармошка”, то вы являетесь истинным, не побоюсь этого слова, коренным китайцем, и, видимо, лично лицезреете, как проживающие в Китае эвенки сохранили свою культуру и национальные качества.
парамошка ,ты прав,китайцы больше уважают права малых народов,чем расияны
Я интересовался историей этого народа. Причиной послужило то, что прапрапрабабушка моей супруги была енисейской эвенкийкой.Пращур по мужской линии – челдон.или чалдон. Были такие. На Дону землями владели казаки и им мешали посторонние, тоже желавшие жить. Между ними бывали стычки, доходило до военных действий с применением пушек со стороны казаков. Казаки были поддержаны властью, так как они находились на службе у неё, и бунтовщиков ссылали в Сибирь. В пешем строю, зачинщиков – в кандалах.Естественно, без жёнщин. Эвенки кочевали и на стоянке одного из таких кочевий в районе реки Кан, притоке Енисея, и познакомились предки моей супруги. Из их потомков я знал только её тётушек, братьев и сестру. Только сестра унаследовала от эвенков черты лица.Получилось симпатично.
Эвенки енисейские казаков встретили не очень приветливо, бывали и вооружённые стычки. После одной, особенно ожесточённой, откочевали в низовья Енисея. Это со временем отношения стали налаживаться..
ой, как знакомо. если бы не те чалдоны (тоже есть в семье) те бы бабки так по чумам и маялись.
Написано интересно, информативно, толково и грамотно. Респект автору.
зашибись, это надо в неолит уйти, да? по-моему для аристократии немного иные критерии являются определяющими. а чего бы неандертальцев не онести к аристократии – суверенным землевладельцам? они тем более померли все и разногласий насчет права собственности на землю нет, но древность происхождения как бы дает преимущества эндемикам засаянским и зауральским. остроумно, нечего сказать.
Северных тунгусов называли аристократами севера иронично, из-за того что они жили сами по себе свободно, в лесу.