Что первым приходит на ум при упоминании Гавайских островов? Гавайская гитара, гавайская рубаха. А еще это 50-й штат США. Там живут американцы, там действует законодательство США, но коренные жители очень трепетно относятся к своей истории. Ведь она гораздо древнее, чем история Соединенных Штатов. Правда, настоящих гавайцев на островах осталось совсем немного.
Сэндвичевы острова – именно так, а вовсе не Гавайями, именовались эти тихоокеанские острова в 1778 году, когда они были открыты знаменитым Джеймсом Куком. Конечно, Кук назвал острова не в честь бутерброда, сложенного пополам, а в честь Джона Монтегю, первого лорда Адмиралтейства и Четвертого графа Сэндвича.
Хотели кушать…
Кстати, кусок мяса или сыра между ломтиками хлеба назвали «сэндвичем» тоже по вине этого графа – очень уж он любил перекусывать во время карточных баталий и, чтобы не пачкать пальцев, накрывал бутерброд сверху еще одним куском хлеба. Сэндвичевыми острова оставались достаточно долго, пока им не вернули «туземное» имя – «Мокупуни о Гавайи», или просто – Гавайи.
Для европейских мореплавателей история открытия Гавайских островов, безусловно, трагическая. Начнем с того, что европейцы обнаружили архипелаг Гавайи очень поздно, когда уже прошла эпоха Великих географических открытий, и – совершенно случайно. Мореплаватель Джеймс Кук наткнулся на них во время третьего плавания и был немало удивлен, что столь крупный объект, к тому же заселенный туземцами, не нанесен на карты.
В первый раз туземцы распластались перед Куком на земле, приняв его за бога. Но когда на обратном пути Кук решил перезимовать на открытых им островах, события приняли неожиданный оборот. Мореплавателя убили, и вместе с телами других убитых утащили в деревню. Чарльз Клерк, сменивший Кука на посту начальника экспедиции, пытался уговорить островитян отдать тело Кука, но получал отказ. В конце концов он не выдержал и обстрелял берег из корабельных пушек, а прибрежные деревни – сжег. Только тогда перепуганные туземцы прислали ему корзину с останками Кука.
Словом, знакомство европейцев с дикарями Сандвичевых островов оказалось трагическим.
Родом из Полинезии
Гавайи расположены в Тихом океане между Северной Америкой и Азией. Наименьшее расстояние до любого участка суши от них – 3200 километров. Неудивительно, что аборигены, заселившие острова, пребывали в полнейшей изоляции и никаких контактов с внешним миром не имели. Считается, что заселение происходило в два этапа. Первыми в III веке здесь появились переселенцы с Маркизских островов, а через тысячу лет к ним присоединились выходцы с Таити. И те, и другие были полинезийцами. О чем свидетельствует язык островитян.
Мифы рассказывают, что в незапамятные времена таитянский жрец Паао насмерть разругался с братом и подговорил своих последователей и семью отправиться на поиски другой, счастливой земли. Погрузили они на свои лодки провизию и отправились в путь, не зная, куда плывут. А когда оказались на Гавайях, обнаружили, что вождь, который правит на острове, злой и жестокий деспот. Паао срочно отправил несколько верных людей на родной остров за более приятным властителем. Так на Гавайи привезли справедливого вождя Пили. Вся власть на Гавайях была распределена между потомками жреца Паао и вождя Пили. Традиция исполнялась неукоснительно вплоть до 1810 года, когда было образовано Гавайское королевство!
Повседневная жизнь
Письменности у жителей островов не было, так что все предания сохранились только в устной форме. Об истории народа, прожившего полторы тысячи лет отдельно от остального мира, судить сложно. Вымышленные события мешаются в преданиях с реальной историей. Известно только, что мирную и комфортную жизнь систематически нарушали войны между отдельными кланами, вожди яростно стремились захватить верховную власть, однако, поскольку архипелаг протянулся на 2400 километров, сделать этого ни одному из претендентов так и не удалось. На Гавайях, Мауи, Оаху и Кауаи существовали четыре раннефеодальных государства, остальные из 20 островов в силу размера и меньшего количества жителей примыкали к одному из четырех крупных государств, самостоятельно удержать власть никто из мелких вождей не мог.
Высшее положение в гавайском обществе занимали вожди разного ранга и жрецы, которых тут называли кахунами, на нижней ступени стояли все остальные люди, общинники, прикрепленные вместе с землей каждый к своему «феодалу». Если общинник был недоволен своим положением, он мог перейти к другому хозяину, но земля ему не принадлежала, так что новый хозяин наделял беглеца землей и тот обязан был платить за пользование ему трудом и частью урожая. Причем, «барщина» и «оброк» распространялись не только на земледельцев, но и на рыбаков.
Вожди соблюдали строгую вертикаль власти, местный «король» наделял привилегиями и землей свою знать, причем сама земля не принадлежала полностью ни одному из вождей невысокого ранга, «король» всегда мог ее отнять и передать в управление другому, более лояльному «феодалу». Вожди могли иметь наследное право на землю, должность и принадлежали к аристократии – алиям, а могли получить назначение и управлять землей, водой и прочими ресурсами, но прав своим потомкам не передавали. По первому же требованию «феодал» должен был привести с собой войско, вооруженное за собственный счет и набранное из своих общинников. Поскольку границы постоянно менялись, споры не утихали, войска использовались часто. Оружие у этих гавайских армий было примитивное – в основном каменное или костяное, обработки металла островитяне не знали. Доспехов у войск тоже не было – только набедренные повязки, плащи и головные уборы из птичьих перьев.
Камнем для строительства на Гавайях не пользовались, дома были каркасными с крышами из пальмовых листьев. Строились они легко и быстро. Но и долговечными тоже не были – любой сильный шторм делал их непригодными для жизни. Так что гавайцы только и занимались тем, что возводили новые дома. Зато лодки туземцев, точнее – каноэ, строились в расчете на долгое использование. Ведь от качества работы зависела жизнь рыбаков. Из листьев кокосовых пальм и пандана они плели сети для ловли рыбы и крабов. Основными продуктами питания на островах были как раз рыба, морепродукты и клубни таро – местного растения, которое используют для изготовления муки и пюреобразной похлебки, сладковатой на вкус. Поскольку выращивание таро требует обильного полива, гавайцы освоили примитивную систему ирригации. Для приготовления таро им пришлось научиться тепловой обработке продукта в своеобразных печах – иму. Огонь в них приходилось поддерживать постоянно, поскольку на островах знали только один способ добычи огня – трением, как у примитивных племен. Недаром огонь и очаг считались у них священными!
До появления миссионеров гавайцы были язычниками и поклонялись множеству важных и не очень богов. Согласно местной космогонии все живое, в том числе и боги, произошли от союза Небесного отца Вакеа и Матери Земли Папаханаумоку. Самыми почитаемыми считались Кане – бог света, породивший все человечество, Ку – бог войны. Лоно – бог плодородия и музыки, Каналоа – бог океана, Пеле – богиня огня. Одних только важных божеств насчитывалось более 444, тысячи – меньшей значимости, прибавьте еще многочисленных духов природы и семейные божества, а также обожествленных предков. Словом, гавайцев окружало множество невидимых сверхъестественных существ, разобраться в иерархии которых могли только жрецы.
Стремительный уход
Расчлененные останки Кука захоронили в островной бухте. Суда отошли от берегов. Возвращаться на острова европейцы не спешили. Только в XIX веке они решили использовать колониальный рай для выращивания сахарного тростника. Благо, на островах жило 300 тысяч здоровых работоспособных людей, привыкших уважать власть и распоряжения начальства. Но общение с британскими чиновниками и миссионерами за пару десятилетий превратило эту идею в пыль: от неизвестных прежде болезней гавайцы стали вымирать, к концу XIX века их осталось не более 30 тысяч! И тогда на Гавайи стали завозить рабочих из Юго-Восточной Азии, привычных к климату, а потом и из Европы – норвежцев, шведов, немцев, португальцев. А когда Гавайи стали республикой, а потом вошли в состав США как самоуправляемая территория, то в этот рай пересели-лось множество американцев.
Сегодня коренными гавайцами считают себя многие жители 50-го штата США. На самом же деле их осталось не так уж много…