В мифологии славян Центральной Европы есть огненный дух, хранитель очага. При переселении племени на новое место или основании нового города каждому очагу нужен был такой дух. Колдуны умели «порождать» его из яйца, которое высиживали на печи в течение девяти дней и ночей. Из него выклевывался сокол, похожий на дракона – из его рта выходил огненный вихрь. Имя ему было Рерик.
В позднеантичные и раннесредневековые времена берега южной Балтики населяли племена полабских славян. Археологи находят следы их поселений в междуречье Эльбы (Лабы) и Одера (Одры) на территории современного Мекленбурга, Шлезвиг-Гольштейна, Нижней Саксонии и Лютенбурга. Насколько эти народы были родичами – вопрос открытый, но они, зажатые между племенами франков на западе и совершенными дикарями – литовцами, на востоке, образовывали так называемую Балтийскую Русь.
Дети сокола
Самое сильное и передовое племя этого славянского анклава именовалось рериками, их родовым знаком считался Рарог, или Рерик, во всей красе сохранившийся в славянских сказках как «Финист Ясный Сокол». Археологи часто находят на ныне немецких или датских землях знаки сокола – трезубцы или двузубцы, очень похожие на те, которые связывают с киевским правящим родом Рюриковичей.
Конечно, рароги, выбитые на камнях или процарапанные на горшках, никакого отношения к отечественным Рюриковичам не имеют – они на несколько столетий старше легендарного основателя Киевской Руси. Но желающие сделать из норманнского конунга Рюрика славянина Рерика строят свою версию древней истории именно на этих находках и созвучии имени князя-основателя и полабского племени. Впрочем, об истории рериков мы имеем весьма смутное представление. Даны и франки считали их дикарями, поскольку они не желали принимать христианскую веру и отстаивали свое язычество с оружием в руках. Но если с данами они воевали, поскольку их земли вплотную примыкали к Юго-Восточной Ютландии, то с франками Карла Великого отношения были более сложными. С ними рерики заключали военные союзы против тех же данов, саксов и вильцев. Вильцы, или лютичи, жившие на восточной границе от Ростока до Щецина, были еще одним сильным славянским племенем, но, в отличие от рериков, вступили в военный союз с данами и саксами.
Видимо, истоки вражды рериков и лютичей относились еще к тем временам, когда существовала Великая Вагрия – единый полабский союз славянских племен, главное место в котором принадлежало ваграм. Но к VIII веку Вагрия распалась на два враждебных союза – западный, под властью рериков, и восточный – под властью лютичей. И те, и другие стремились «подмять» всю Полабскую Русь. К XII веку самоназвание племени рериков забылось, и во всех хрониках они стали называться бодричами, ободритами или вендами. По одной, очень шаткой, легенде, рерики-венды захватили южный берег Балтики в V веке, и происходили они вовсе не из славян, а из… вандалов, которые тогда прокатились по всему Рейну и даже напали на Рим, а потом откатились в Северную Африку. Во всяком случае, первый король рериков и последний король вандалов носят одно и то же имя – Радегаст.
Стекло из Старой Ладоги
Кем этнически был этот вандальский король Радегаст, или Радегайс, историки не знают. По одним сведениям – вандалом, по другим – готом, а некоторые и вовсе производят его из скифов, поскольку нрава он был совершенно звериного. Римлянам удалось его захватить в плен и казнить, но до этого Радегаст успел стать основателем династии вендских правителей. Королевским знаком этих правителей и был двузубец или трезубец – стилизованное изображение сокола. Знак настолько сросся с правящим домом рериков, что короля вендов так и называли – Вендский Сокол. Впрочем, это относится уже к VIII-IX веку, а история вендов между V и VIII веками – сплошное темное пятно. Первый упомянутый современниками вождь рериков носил совершенно славянское имя – Вышан (в другой транскрипции Витслав). Он жил во второй половине VIII века и погиб от рук саксов в 795 году. Его преемником стал Траскон (Дражко, Драговит), который сумел заключить военный союз с Карлом Великим, что очень не понравилось ни саксам, ни данам. На вендского короля, заключившего союз с франками, тут же пошел войной датский конунг Готфрид. В 808 году он разграбил и сравнял с землей городок Рерик, брата короля Годлиба (Годслава) повесил, а жителей и весь вражеский флот увел в Хедебю.
В конце прошлого века археологи нашли руины городка Рерик. Это было крупное торговое поселение раннего Средневековья, оно занимало около 20 гектаров прибрежной полосы Мекленбургской бухты в районе современного села Гросс-Штремкендорф. Когда археологи приступили к раскопкам, стало понятно, почему за это местечко так сражались в те далекие времена и франки, и датчане – Рерик размерами превосходил почти вдвое и Рибе и Хедебю вместе взятые! Это был один из богатейших эмпориев той эпохи. Просуществовал он относительно недолго – около столетия, дендрологический анализ относит городок к 735- 811 годам. Рерик состоял из небольших полуземлянок, где жили люди, некрополя и портовых сооружений. Была найдена керамика славянского типа, а также стеклянные бусы, которые показывают связи Рерика с современной ему Старой Ладогой. И что интересно, «ладожского стекла» в Рерике сохранилось очень много. Очевидно, торговые связи между этими городками были крепкими. Стекло из далекой Ладоги экспортировалось в Рерик через Бирку и Рибе. Вероятно, части торговых людей удалось бежать от расправы ютландского конунга. Не исключено, что и в Ладогу.
Какое-то время Рерик еще существовал, его пытался возродить из руин король – Дражко, но в 809 году Дражко был убит, а Рерик окончательно пришел в запустение.
Не вписались в историю
Рерикам удалось остановить вторжение данов и поддерживать дружественные отношения с франками. В 821 году их новый король Славомир торжественно принял крещение и перестал считаться варваром. Но подвластные вендским королям племена приняли христианство много позже – в XII веке. Наиболее сложные отношения у вендов были с соседними саксами. А когда распалась империя Каролингов, государство рериков попало в сферу влияния Восточно-Франкского королевства.
И с 843 года они сражались с немцами чуть ли не каждый год, пока в 930 году полностью не восстановили суверенитет. Вендским королям даже удалось включить в состав своего государства другие славянские племена, в том числе и прежних врагов – вильцев. В 1043 году на престол воссел король ободритов Годеслав из династии Наконидов, который начал всеобщее крещение подданных. Подданные этому воспротивились и через 20 лет такой политики подняли восстание. Годеслава убили, дворец в Любице сожгли, на престол посадили языческого князя с Рюгена, где находилось главное капище страны. Наконидам удалось вернуть власть только через 30 лет.
Наибольшего могущества это государство достигло в XII веке при королях Прибыславе и Никлоте. Главным врагом династии Наконидов были, разумеется, саксы. Немецкий король вновь и вновь пытался вернуть вендов под свою руку. И каждый раз попытки срывались. Уже и 70-летний Никлот погиб во время захвата немецкого обоза, и ненадолго пережил его Вартислав, казненный немцами в Брауншвейге, и Прибыславу, второму сыну Никлота, пришлось спасаться бегством, как дикому зверю, а рерики не желали признавать свое поражение. Совсем не понимали, что крохотное суверенное государство с наполовину языческим населением не может существовать в эпоху всеобщей христианизации и средневековой глобализации. Наконец, в 1167 году Прибыслав II добровольно сдался и принес оммаж императору Генриху Льву. А что ему еще оставалось? Король вендов отлично понимал, что ждет ослушников.
Генрих мирным разрешением многовекового конфликта был очень доволен. Прибыслав перестал быть королем ободритов, зато стал князем Мекленбургским – получив, таким образом, один из высших титулов в Священной Римской империи, как стало к тому времени именоваться Восточно-Франкское королевство. Кстати, версии о родстве Мекленбургской династии с Рюриковичами всплывали в России достаточно регулярно.
Дабы потомки Прибыслава не вздумали «возрождать» упраздненное королевство рериков, мудрый император выдал за сына Прибыслава, Генриха Бурвина, свою незаконнорожденную дочь Матильду. Разумеется, такое родство просто не позволяло ни Прибыславу, ни его наследникам выступать против монаршей воли. Жители Мекленбурга, Щецина и Ростока в ударные сроки стали христианами. На земле Мекленбурга в 1170 году был возведен Доберанский монастырь, а сам князь Прибыслав даже отправился со своим монархом в паломничество в Иерусалим. Современники рассказывали, что это было незабываемое путешествие. До потери Иерусалима крестоносцами оставалось 15 лет…
Так из Вашего же текста следует, что они пали не под ударами христиан – никаких крестовых походов не было, а под ударами датчан и немцев, по тривиальной причине – конкуренция. Обычное для средних веков дело. Государи соседи – то и дело резались между собой будучи при этом по обе стороны конфликта христианами, мусульманами и язычниками. Ваш заголовок насквозь тенденциозен и вводит в заблуждение.