Знаменитые пророчицы Древнего мира – сивиллы – были известны в Малой Азии задолго до Троянской войны и воспевшего ее Гомера. Считалось, что одна из них, Герофила Эритрейская, предсказала многолетние кровавые битвы у стен Трои. После поражения троянцев она, вероятно, вместе с прочими беженцами, которых герой Эней вывел их горящей цитадели, покинула родной берег и переселилась на побережье Тирренского моря.
Если верить Вергилию, автору эпической поэмы «Энеида», именно сивилла встретила Энея при высадке на побережья Кампании. Это произошло у города Кумы, и с тех пор сивиллу стали именовать Кумской. Когда же Эней захотел узнать больше о судьбах своих потомков, сивилла предложила ему посетить загробный мир, и герой, в сопровождении своих товарищей-троянцев, вслед за прорицательницей спустился в загробный мир, где встретил своего отца Анхиса. Тот показал сыну души еще не родившихся потомков, вплоть до императора Октавиана Августа.
Пророчества за 300 монет
Как бы то ни было, древний географ Страбон утверждал, что город Кумы появился на свет около 750 года до нашей эры с прибытием на побережье Тирренского моря греков с острова Эвбея. Рас-положенные около Неаполя, Кумы стали первой греческой колонией на Апеннинском полуострове.
Греческие Кумы процветали и стали важным торговым центром. Но в 421 году до нашей эры богатый город был захвачен и разграблен племенем самнитов. В 338 году до нашей эры Кумы попали под власть римлян. Последние связывали происхождение своих предков с Энеем, и поэтому римляне свято почитали сивиллу и строго охраняли ее обиталище. Люди верили в то, что она – жрица Аполлона, – как и сам бог, способствует общению с потусторонним миром.
По преданию, отходившая в мир иной одряхлевшая Кумекая сивилла предложила римскому царю Тарквинию Гордому купить девять книг пророчеств за 300 золотых монет. Царь решил, что цена слишком велика, и отказался. Некоторое время спустя старуха снова пришла к нему и предложила за ту же цену уже шесть книг. Царь вновь отказался. Затем она пришла в третий раз и предложила за ту же цену всего лишь три книги. Царь спросил, где остальные шесть книг, и в ответ узнал, что жрица сожгла их. Тогда Тарквиний испугался и уплатил 300 золотых монет за оставшиеся три книги. Царь попросил сивиллу восстановить уничтоженные пророчества, но она уже не могла этого сделать.
Три книги пророчеств долгое время служили основным источником государственных гаданий в Риме, совершавшихся специальной коллегией жрецов. Эти «знания» тайно хранились в Риме в храме Юпитера на Капитолийском холме и изымались только по решению сената в случае крайней необходимости.
Сивиллины изречения, записанные якобы на пальмовых листьях, простым римлянам были совершенно недоступны. Лишь особая ка-ста профессиональных хранителей, жрецов-децемвиров, избираемых на всю жизнь с освобождением от воинской повинности, понимала суть текстов, изложенных греческими гекзаметрами. Когда в 83 году до нашей эры римский Форум сгорел при пожаре, последние «Сивиллины книги» пропали.
Дотянулись до Кремля
С приходом новой христианской эры император Константин Великий, убежденный в истинности прежних пророчеств, решил, что они не противоречат христианским идеям, и даже цитировал их стихи на Никейском соборе. Христиане в Средние века полагали, что в «Сивиллиных книгах» было якобы возвещено пришествие Христово, и по этой причине Кумскую сивиллу почитали истинной пророчицей и часто изображали в церквях наряду с ветхозаветными пророками. Ее изображение для Сикстинской капеллы создал великий Микеланджело.
Образ древней прорицательницы можно увидеть даже в России. Так, в некоторых новгородских храмах XVI и XVII веков языческих мудрецов и сивилл помещали не только в росписи притворов, но и в иконостасе! Изображение заморской вещуньи со свитком в руке можно видеть в росписи Благовещенского собора Кремля. Более того, рядом с ней изображен автор «Энеиды» Публий Вергилий Марон, воспевший Кумскую пифию в своем сочинении. Поэта можно узнать по островерхой шляпе, напоминающей головной убор волшебника. В руке у него тоже свиток – атрибут ветхозаветных пророков, а на свитке пророческий текст. Слова текста при реставрации восстановить не удалось, но, возможно, в нем кратко передавалось содержание знаменитого фрагмента произведения Вергилия, где он словами сивиллы говорит о рождении необычного мальчика, призванного спасти мир и вернуть ему блаженство «золотого века», тем самым предвещая явление Христа.
Сам Вергилий, должно быть, не раз посещал сивиллу. Его рассказ похож на свидетельство очевидца. В «Энеиде» он рассказал о том, как герой спустился в подземелье, где обитала могущественная жрица. Эней попросил у вещуньи дать разгадку своей судьбы. Лицо сивиллы вдруг исказила судорога, волны вдохновенного неистовства прокатились по ее телу. «Ее черты и цвет лица меняются, волосы встают дыбом, ее грудь тяжело вздымается, ее дикое сердце сильно бьется, пена выступает на губах, а голос ее ужасен. Она ходит взад и вперед по своей пещере и жестикулирует так, будто хочет выгнать богов из груди», – передавал увиденное и услышанное Вергилий. А его герой, как и он сам, в оцепенении слушал, как из недр скалы через 100 пещерных отверстий вырывались стократно усиленные вопли – откровения сивиллы.
Вход в преисподнюю
«Дом Сивиллы», отчасти сохранившийся, известен с незапамятных времен. Хотя город древних греков давно исчез, но остался Акрополь, высокий холм, на вершине которого стоит храм. В нем имеются коридоры, по которым можно пройти в подземные хоромы, где пророчица обитала и изрекала волю богов.
Ее святилище после длительного забвения обнаружили в 1606 году, но никаких серьезных исследований не предпринималось, а бесчисленные попытки проникнуть в Сивиллины хоромы лишь приводили к обвалам. В конце концов, туннель, ведущий к ним, был заблокирован.
Однако в мае 1932 года итальянские диггеры проломили завал и добрались до склепа, так живо описанного Вергилием в «Энеиде». Но лишь в 1967 году были найдены полностью подземные помещения, принадлежавшие Кумской пророчице. Тогда же один из исследователей, английский инженер Роберт Пейджет, в подземной сети, врезанной на одну пятую часть мили вглубь скалы, обнаружил канал, который, вероятно, построили как подобие реки Стикс – ведь, по Вергилию, сивилла сопровождала тени умерших в загробное царство. Те, кто являлся, желая спросить у нее совета, переправлялись через канал на маленькой лодке, при этом просители совершали некую мистерию – путешествие в потусторонний мир, – и сами они, вероятно, не без помощи стимулирующих веществ готовы были верить всему, что им внушалось.
Преодолев «Стикс», посетители вступали в центральный коридор. Ныне этот циклопический проход расчищен и восстановлен в прежнем виде. Он имеет в сечении вид трапеции и высоту 5 метров, ширину 2,5 метра и длину 131 метр. Коридор ведет в сводчатый зал с тремя нишами – прежнее обиталище сивиллы. В пещере есть еще несколько галерей. Исследователи считают, что трапециевидный коридор выдолбили древние греки, а зал оракула и галереи приделали к нему римляне. Археологи отмечают, что коридор мало напоминает римское строение, а больше похож на… туннель, ведущий к гробнице вождя майя Пакаля в знаменитой пирамиде города Паленке – «Храме Надписей», а также на подземные сооружения (дромосы) этрусков. Однако археологи не считают пещеру сивиллы гробницей и предполагают, что она имеет за своими стенами и в глубине продолжение – быть может, тот самый вход в преисподнюю, так зримо описанный Вергилием в «Энеиде».
Даже сегодня, выходя из циклопического коридора на свет, люди облегченно вздыхают.