В истории России известно большое количество представителей удивительных профессий, из которых самыми загадочными являются знаменитые скоморохи. В Средние века считалось, что эти люди не только веселят народ на ярмарках, но также имеют свой язык и умеют колдовать. При этом узнать сакральные тайны скоморохов, по преданию, можно было лишь попав в определенное время на вершину Замри-горы.
Координаты тайны
Наиболее подробные исследования культуры и древних практик скоморохов в середине 2000-х годов провел специалист по тайным обществам и орденам мира Андрей Синельников. В одной из бесед с автором статьи Андрей Зиновьевич рассказал о том, какому богу на самом деле поклонялись скоморохи и где располагалась их, как бы сегодня сказали, штаб-квартира. Исторически скоморохи являли собой ватаги бродячих артистов, которые развлекали людей на народных, торговых и государственных праздниках на Руси прошлых столетий. При этом долгое время никто не знал, какой веры придерживались эти люди. Как выяснили этнографы XIX века, они верили в древнеславянских дохристианских богов.
Совершенно логично, что, как и в любом закрытом социальном сообществе, скоморохи периодически для своих тайных ритуалов собирались вместе. Происходило это обычно на возвышенности, в наши дни являющейся крупным холмом, а в древности именовавшейся Замри-горой.
По словам Андрея Синельникова, это место находилось на самой высокой точке над уровнем моря на Смоленско-Московской возвышенности. С этого места берут свой исток такие известные реки, как Протва, Колочь, здесь протекает Москва-река, а также находится водораздел бассейнов Черного и Балтийского морей.
В Средневековье эти места были пустынными, что было очень удобно для сбора членов тайного общества. Тем, кто в наши дни хотел бы посетить сакральное место скоморохов, стоит отправиться в Можайскую область, к деревням Уваровка и Хващевка, рядом с которыми и расположена так называемая Замри-гора.
Название, которое дали этой возвышенности наши предки, не случайно и самым тесным образом связано с проводившимися тут мистическими обрядами скоморохов, больше напоминающими шабаш ведьм из европейского фольклора.
Подарок Трояна
На вершине Замри-горы скоморохи обычно собирались в ночь на Ивана Купалу. Огромная пестрая толпа уличных артистов зажигала костры, прыгала сквозь огонь, пела песни и танцевала диковинные энергичные танцы. В качестве отдельного, самостоятельного ритуала праздника под магические напевы проводились обливания водой. Почему скоморохи выбрали для своих ежегодных ритуалов именно этот день, история умалчивает, но известно, что собравшиеся прославляли древнего славянского бога Трояна. Именно этому божеству посвящались различные мистические и далеко не безобидные ритуалы.
В полночь на горе сжигались чучела врагов и недоброжелателей скоморохов, накопившихся за год. Артисты верили, и впоследствии это подтверждалось на практике, что с их недоброжелателями начинали происходить несчастья. Впрочем, это неудивительно. Ночь на Ивана Купалу волшебная, именно в это время происходят самые удивительные чудеса как светлого, так и темного характера. Каждый получает то, что желает. Бедный найдет клад, одинокий – любовь, обиженный утешится местью врагам. При этом с ночным праздником скоморохов на Замри-горе связана очень древняя и удивительная легенда. Скоморохи верили, что когда-то в незапамятные времена славянский бог Троян путешествовал по Земле, неспешно шествуя из южных стран в русские северные края. В дороге бог притомился и присел отдохнуть у высокого холма, впоследствии получившего имя Замри-горы. Во время привала Трояну стало грустно. По его подсчетам, он прошел только половину пути и страшно устал, в то время как прошагать было необходимо еще примерно столько же. Вдруг перед глазами бога появилась ватага веселых людей, которые пели, танцевали, плясали, свистели, пытаясь всячески развеселить усталого Трояна. После представления, длившегося всю ночь, им наконец-то удалось это сделать. В благодарность бог пригласил скоморохов разделить с ним трапезу, угостив вкусным вином. В качестве тоста Троян сказал: «Не растет в ваших землях виноград, зато есть много меда. Ваш мед слаще любой ягоды, из него и готовьте льющееся веселье». После этих слов он вынул из кармана серебряную маску редкой красоты, которую передал бродячим артистам. По словам бога, этот волшебный предмет должен отгонять от скоморохов врагов и недоброжелателей.
Если же кто замыслит против них худое, то будет мгновенно наказан самой судьбой. При этом кроме свойств оберега серебряная маска имела еще одно волшебное свойство: надев ее, любой скоморох мог менять свой голос и внешность до неузнаваемости. Сделав столь щедрый подарок, Троян пошел дальше. В свою очередь бродячие артисты с этого момента стали жрецами бога Трояна. Поскольку поделить волшебную маску было нельзя, скоморохи зарыли ее на вершине Замри-горы. Лишь в праздничную ночь бродячие артисты откапывали подарок бога и развлекали друг друга, превращаясь в самых удивительных существ, надевая серебряную маску.
Живая гора
Легенда, безусловно, интересная, но читателям наверняка было бы интересно узнать, каким образом гора обрела столь необычное название. Проведя собственное расследование, Андрей Синельников узнал еще одну невероятную легенду, бытующую в этих местах. Оказалось, что действительно, вплоть до революции 1917 года на вершине Замри-горы собирались в ночь на Ивана Купалу скоморохи со всей страны. Бродячие артисты вставали в хоровод и пускались в круговой танец, а гора начинала сама собой расти, поднимаясь из земли. Когда ее вершина достигала облаков, один из скоморохов говорил: «Гора – замри». И холм действительно прекращал свой рост. В следующее мгновение из земли пробивался родник. Напившись из него, скоморохи обретали мудрость, пожилые – молодели, а больные – выздоравливали. При этом целебная вода также защищала от сглаза и болезней.
В качестве кульминации мероприятия из тайника доставалась серебряная маска Трояна. Каждый из скоморохов примерял ее, прося исполнить одно из своих сокровенных желаний. И все сбывалось! Перед рассветом бродячие артисты прятали маску обратно в тайник и засыпали. Гора сразу же начина-ла уменьшаться в размерах, пока не принимала свой прежний облик. История невероятная, но именно в таком виде она существует в местном фольклоре.
Бог воров, колдунов и артистов
Возникает закономерный вопрос: как славянская мифология характеризует Трояна, способного дарить столь удивительные подарки? По данным, собранным Андреем Синельниковым, поклонение этому божеству относилось к древнему дохристианскому языческому культу. Причем в ряде северных городов Руси, особенно в Великом Новгороде, Пскове и Старой Ладоге, Трояна местные жители нередко отождествляли с ящером-оборотнем. По отношению к людям Троян являлся покровителем воров, торговцев и артистов. В Европе аналогичные качества приписывали древнеримскому богу Меркурию, а также древнегреческому Гермесу, прославившемуся знанием основ бытия и созданием тайных герметических наук. В свое время святилища Трояна были очень популярны на Руси.
Все изменилось после крещения страны князем Владимиром Красное Солнышко. Кумиры старых богов были разрушены, а их жрецы изгнаны. Вот тут-то и начинается самое интересное. По информации Андрея Синельникова, жрецы языческих культов, и в том числе Трояна, чтобы выжить и избежать гонений, в большинстве своем стали скоморохами. Это позволяло без подозрения со стороны властей перемещаться по стране, в уединенных местах совершая свои обряды и поклонения дохристианским богам Руси. Таким образом, легенда о появлении скоморохов оказалась верна, но только наоборот. Не скоморохи стали жрецами языческого Трояна, а жрецы превратились в скоморохов. С этой версией событий согласуется и дата появления на исторической сцене бродячих артистов. Крещение Руси произошло в 988 году, а первые письменные упоминания о скоморохах датируются 1068 годом. Обычно артель скоморохов составляли несколько человек, но иногда они объединялись в ватаги от 70 до 100 человек. При этом их культурно-развлекательная деятельность была лишь прикрытием для служения древним богам и проведения магических ритуалов.
Хорошо известно, что скоморохи, приходя в то или иное селение, как говорили на Руси, – «правили Мир». На практике это означало лечение, предсказывание будущего, колдовство, проведение обрядов инициации молодежи в жреческие касты древних богов. Примечательно, что в составе коллектива скоморохов практически всегда присутствовал медведь. Это животное в нашей стране испокон веков ассоциировалось с одним из главных божеств – Белесом, покровителем богатства, мудрости и скотоводства. Обычно в деревнях при рождении мальчика мать для придания ребенку силы, здоровья и обеспеченной, успешной жизни должна была дотронуться до медведя. Могла подойти и вырезанная из дерева фигурка, но лучше если это был живой зверь. Разумеется, в лесу проводить подобный ритуал было опасно. Иное дело – ручной медведь скоморохов. Безусловно, власти, как светские, так и духовные, знали о второй — не афишируемой – деятельности скоморохов, но поделать ничего не могли. Появилась даже поговорка: «Бог дал попа, а черт скомороха». Если у читателей есть желание проверить приведенные выше легенды, можно приехать к Замри-горе в ночь на Ивана Купалу и посмотреть, не начнет ли увеличиваться холм, не появятся ли скоморохи с серебряной маской Трояна…