Платиновая блондинка Джин Харлоу, знаменитый макияж глаз со стрелками Греты Гарбо, губы «бантиком» Клары Боу. За созданием этих образов, которым подражали миллионы женщин, стоит наш соотечественник Максимилиан Факторович, прославившийся в США как Макс Фактор.
КОСМЕТОЛОГ ИЗ РЯЗАНИ
«Отец телевидения» Владимир Зворыкин, «отец вертолетостроения» Игорь Сикорский, «отец глянца» Алексей Бродович – всех этих «отцов» Америке, можно сказать, подарила Российская империя. И среди них – «отец современной косметики» Максимилиан Факторович, создатель знаменитой марки Max Factor.
История «голливудского волшебника» началась в польском городке Здуньска-Воля (Польша входила тогда в состав Российской империи). Максимилиан родился в 1872 году в большой, но бедной еврейской семье, так что ему с детства пришлось работать. В семилетнем возрасте лет он познакомился с театральным миром – его отправили продавать апельсины и леденцы в фойе театра.
Через год Фактороаич стал помощником аптекаря, а еще через год – учеником косметолога, выполнявшим мелкие поручения. В 14 лет он самостоятельно уехал в Москву и поступил помощником гримера в Большой театр. Казалось бы, начало карьере положено. Не тут-то было: молодого гримера забрали в армию.
После четырехлетней службы Факторович поселился в Рязани, где открыл собственный магазин на Соборной улице. Кстати; это здание сохранилось и, можно сказать, используется по назначению – там размещается салон красоты.
А тогда в магазинчике Факторовича можно было купить парики, румяна, кремы, парфюм, изготовленные самим владельцем. Кроме того, Максимилиан очень доступно и ненавязчиво объяснял рязанским модницам, как именно следует пользоваться его средствами.
Возможно, Факторович так и остался бы никому не известным провинциальным торговцем, если бы не его величество случай. А еще – чутье. Чутье на выбор места для открытия магазина (оно, кстати, поможет ему и в Америке). Факторович открыл магазин неподалеку от театра. И вскоре в Рязань приехала на гастроли императорская театральная труппа.
Через несколько недель о рязанской косметической продукции и ее создателе узнали при императорском дворе. Последовало приглашение переехать в Санкт-Петербург и занять должность гримера в Оперном театре.
НЕЗАМЕТНЫЙ ГРИМ
Несколько лет Максимилиан Факторович проработал при дворе Николая II и в императорских театрах. Его имя стало известно в высшем свете. Царь даже опасался отпускать Факторовича за границу. А вдруг гример-кудесник не захочет возвращаться в Россию?
Опасения Николая II оказались вполне правильными. Но дело было не в том, что Факторович мечтал о вольготной заграничной жизни. Просто в России усилился антисемитизм, начались еврейские погромы. Факторовичу стали поступать анонимные угрозы, несколько раз в его доме выбивали стекла и поджигали ворота. Он принял решение покинуть Россию.
В 1904 году семья Факторовича переехала в Америку. Сначала она обосновалась в Сент-Луисе, а через несколько лет – в Лос-Анджелесе.
Максимилиан Факторович открыл свой косметический магазин. И не где-нибудь, а на Голливудском бульваре, недалеко от «фабрики грез». Очень быстро Факторович обзавелся постоянными клиентами. Правда, его имя и фамилия оказались слишком сложными для американцев. И вместо Максимилиана Факторовича появился Макс Фактор.
Как когда-то в Рязани, он собственноручно изготавливал косметику, парфюм и парики. В торговле ему помогали жена и сыновья.
Это было время стремительного развития кинематографа. При этом гримеры столкнулись с весьма серьезной проблемой. Обычный грим на основе жира не подходил для киносъемок – на экране он выглядел просто ужасно.
Однажды режиссер фильма «Пленительная юность» Сэм Вуд, просматривая отснятую сцену, обратил внимание на то, что кожа Жозефин Данн (исполнительницы главной роли) выглядела на пленке непривычно шелковистой и нежной. Жозефин рассказала, что косметолог Фактор посоветовал ей приобрести грим, который он сам разработал специально для съемок в кино.
Стоит ли говорить, что этот грим стал популярным буквально в считанные дни. К Максу Фактору стали обращаться не только актрисы, но и знаменитые актеры, такие как Чарли Чаплин, Бастер Китон, Фатти Арбакл. Новый макияж дал им свободу мимики.
Но голливудский гример хотел, чтобы красивыми были не только звезды кино, но и простые женщины. Ведь в то время яркий грим на лице считался неприличным, позволительным только для актрис и дам легкого поведения. А Макс Фактор создал косметику, которой обычные женщины могли пользоваться в повседневной жизни. Тогда же он сформулировал свое главное правило: «Грим нельзя считать удачным, если он заметен».
«КАЛИБРАТОР КРАСОТЫ»
Покупательницы внимательно следили за тем, как выглядят их кумиры-кинозвезды. И как только в их макияже появлялось что-либо новое, женщины сразу же приобретали эту новинку в магазинах Макса Фактора.
Именно наш соотечественник ввел в обиход термин makeup (to make up – «нарисовать, сделать лицо»), заменив им использовавшийся тогда термин cosmetics.
Кроме того, Макс Фактор первым высказал идею «цветовой гармонии» в макияже. Иными словами, косметические средства должны сочетаться не только по цвету, но и соответствовать тону кожи, оттенку волос, цвету глаз и даже комплекции женщины.
Многие звезды того времени рекламировали продукцию Макса Фактора. Как правило, реклама выходила накануне фильма, в котором снялась рекламировавшая тот или иной продукт актриса. Кассовые сборы росли, как и прибыль Фактора.
Сыновья Макса Фактора – Дэвис и Фрэнк – выросли и начали принимать активное участие в бизнесе отца. В 1920-е годы Дэвис стал генеральным менеджером компании, а Фрэнк помогал отцу в разработке новых косметических продуктов и выполнении заказов.
Заказы иногда были весьма специфическими. К примеру, в 1925 году компания Макса Фактора изготовила 2700 литров грима светло-оливкового цвета для съемок фильма «Бен-Гур». В съемках были задействованы и американцы, и итальянцы. Огромное количество грима потребовалось для того, чтобы у американских актеров был такой же смуглый тон кожи, как у их итальянских коллег.
В 1950-е годы открылась «Студия макияжа Макса Фактора» с четырьмя кабинетами разного цвета – по числу вариантов «цветовой гармонии», – предназначенными для подбора правильных оттенков макияжа женщинам, разных цветовых типов.
Церемонию открытия студии освещали все крупные газеты. Голубой кабинет для блондинок открывала Джин Харлоу, зеленый для рыжеволосых – Джинджер Роджерс, розовый для брюнеток – Клодет Кольбер, персиковый для шатенок – Рошель Хадсон. А на гигантском «Листе славы» оставили автографы все звезды Голливуда того времени.
В студии макияжа находился и знаменитый «Калибратор красоты», изобретенный Максом Фактором. Это был специальный аппарат, который надевали на голову для измерения параметров лица. Калибратор показывал, как эти параметры соотносятся со стандартами.
ЗАПИСКА С УГРОЗАМИ
Макс Фактор не остановился на достигнутом и приступил к работе над новым проектом – созданием макияжа для цветного кино. Проблема заключалась в том, что при съемке на цветную пленку актерский грим давал очень много бликов. И снова гримеры были в замешательстве. И снова на помощь им пришел Макс Фактор.
Над разработкой нового грима он работал около двух лет. Впервые этот грим был использован в фильме «Vogues of 1938». И тогда же впервые в титрах появилась фраза, ставшая впоследствии знаменитой: «Макияж от Макса Фактора».
Однако не все в жизни голливудского волшебника обстояло благополучно. С Максом Фактором приключилось несчастье – его сбил грузовик. По злой иронии судьбы, это была машина собственной службы доставки.
Фактор выжил и оправился. Его свело в могилу иное потрясение. В 1938 году в Париже он получил записку с требованием денег в обмен на жизнь. Записка потрясла его. По всей видимости, ему вспомнились еврейские погромы в России и такие же записки с угрозами. Но тогда он был молодым и бежал в Америку. А теперь он уже пожилой человек. Да и куда бежать?
Макс Фактор немедленно вернулся домой в Беверли-Хиллз. Там он слег и уже не оправился. Он умер, когда ему было 65 лет.
Дело отца продолжил Фрэнк Фактор. Сменив имя, он стал именовать себя Макс Фактор – младший. Именно он превратил отцовское дело в настоящую «империю красоты». Правда, Фактор-младший работал уже с совсем другими звездами: Мэрилин Монро, Софи Лорен, Брижит Бардо, Элизабет Тейлор.
Однако в 1973 году Макс Фактор – младший продал компанию фармацевтическому гиганту Procter and Gamble. Причина банальна: «империю красоты» просто некому было передать – не нашлось достойных преемников.
Такое частенько случается – династии вырождаются. Правнука Максимилиана Факторовича даже приговорили к тюремному заключению за употребление наркотиков и изнасилования.
А компания Max Factor по-прежнему существует. Ведь женщины по-прежнему хотят быть красивыми.