Элиза Бонапарт, старшая из сестер Наполеона, была младше будущего императора на восемь лет. Из восьми детей Карло и Марии Бонапарт она больше всех походила на своего знаменитого брата – и внешне, и внутренне. Только вот судьба не уготовила ей особой роли в истории.
По воспоминаниям современников, Элиза Бонапарт обладала жесткими, грубоватыми чертами лица, которые больше «шли» ее брату. Некоторые отмечали: сестра завоевателя выглядела как мужчина в юбке. Говорили также: не только выглядела. Характер и устремления Элизы по тем временам были неподобающими для дамы. Но мадемуазель Бонапарт плевала на все условности: ей хотелось стать императрицей – и все тут. Пусть не всего мира. А хотя бы одной, отдельно взятой территории.
Пол как прикрытие
Мемуаристка Анна Потоцкая в своих воспоминаниях о наполеоновской эпохе, в которой ей довелось жить, так характеризовала Элизу: «Она напоминала брата чертами своего лица, но выражение его было гораздо суровее. Говорили, что у нее недюжинный ум и сильный характер, но почему-то никто не слышал, чтобы кто-то рассказывал о ее выдающемся поступке или остроумном выражении». Сестра военачальника отличалась высокомерием, тщеславием и решительностью. Всегда громко разговаривала и имела привычку твердо стоять на своем. Она была абсолютно уверена в том, что женщины не хуже, если не лучше, мужчин и всячески старалась это доказать. Язвительная современница отметила: «…невольно напрашивалась мысль: женский пол был для нее лишь прикрытием».
В общем, эта малопривлекательная женщина (считалось, что она самая некрасивая из потомков Карла и Марии Бонапарт) не страдала, как сегодня бы сказали, комплексом неполноценности. И уверенно шла к своей мелкой, но все же «монархической» цели.
В 1797 году, в возрасте 20 лет, она вышла замуж за офицера Феликса-Паскаля Бачиокки (1762-1841), который происходил из старинного дворянского, но обедневшего корсиканского рода. По случаю свадьбы Наполеон назначил его командиром пехотного полка, а в 1804 году дал пост сенатора. Приданое Элизы включало в себя 35 тысяч франков наличными, два виноградника и небольшое поместье на Корсике. У супругов родились четверо детей, из которых до взрослых лет дожили двое: сын и дочь.
Наверное, никто из родных Наполеона так не радовался его возвышению, как сестра Элиза. Приход к власти Бонапарта открыл перед ней, провинциальной дворянкой, двери, о которых она не могла даже мечтать.
Не принцесса – королевна!
Как виделась Элизе идеальная жизнь? Она мечтала о дворе, где она царила бы единолично, обогащаясь за счет близлежащих территорий, окружив себя поэтами, музыкантами и художниками, которые пели бы дифирамбы своей благодетельнице. Надо отметить: на некоторое времени мечтания амбициозной корсиканки стали реальностью.
В самом конце XVIII века Наполеон, достигший власти во Франции, перетащил всю свою большую семью с захолустной Корсики в Париж. Там-то в 1797 году Элиза и открыла светский салон – на огонек к сестре властителя заглядывали видные деятели французского искусства.
Умная, острая на язык, она с удовольствием участвовала в семейных интригах, и после того как Наполеон в 1804 году стал императором, получила, как и другие члены семьи, титул Императорского Высочества. 18 марта 1805 года Наполеон предложил ей владение в Италии и даровал титул княгини Пьомбино. Позже она получила княжество Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо.
В 1809 году эта грузная женщина с грубым лицом стала великой герцогиней всей Тосканы. Одна из самых престижных и прекрасных частей Италии не зря отошла к Элизе: брат по достоинству оценил организаторские способности сестры. Мадам Бачиокки, новоявленная княгиня Пьомбино, для начала властной рукой отстранила от дел своего мужа. Он, похоже, не сопротивлялся: характер Феликса отличали вялость и равнодушие ко всему, включая жену. Элиза же развернулась не на шутку. Она стала развивать экономику доверенной ей области. В тоске по блестящему Парижу эта «королева», любительница и покровительница искусств, одаривала деньгами художников, писателей и музыкантов, чьи творения ей казались галашлиными. Благодарные живописцы создавали портреты меценатки: история донесла до нас немало ее изображений.
В областях, где правила сестра Наполеона, как ни странно, ее вспоминают скорее с благодарностью. Урожденная Бонапарт в Лукке построила новый дворец, открыла два театра, бани и игорный дом. Она реформировала духовенство, закрыв ряд монастырей, создала множество учебных заведений, учредила Комитет общественной благотворительности и организовала бесплатную медицинскую помощь для бедных, построив новую больницу в бывшем монастыре Сант-Анастасия. О своем богатстве бойкая правительница также не забыла: она ввела личную монополию на ловлю тунца, открыла кузницы и, против воли Наполеона, присвоила частную компанию на Эльбе по производству руды. С ее именем связана интенсивная разработка месторождений каррарского мрамора, из которого делали бюсты императора. Она основала школу скульпторов: ваятели стали изготавливать столы, вазы, камины и часы, снабжая мраморными изделиями всю Европу.
Наполеон несколько оторопел от активности сестры: он не понимал, как относиться к таким разнообразным организаторским и предпринимательским талантам. Но все же решил отнестись к ним благосклонно. Императора-самозванца сестра неизменно поражала: например, тем, что она лихо, без всяких рекомендаций с его стороны формировала, как сегодня бы сказали, свой имидж в глазах подданных.
К моменту воцарения Элизы в Тоскане они с супругом друг друга практически ненавидели. Женщина сама обосновалась во флорешийском палаццо Питти. А безвольного супруга отправила во дворец Крочетта. Правда, муж и жена не афишировали своего отдельного проживания: они систематически появлялись вместе на публике. Частенько посещали театр, где, держась за руки, демонстрировали привязанность друг к другу. Понятно, что все это была ложь. Супруги Бачиокки не просто существовали по отдельности: каждый жил бурной личной жизнью. Например, в любовниках у Элизы числились барон де Капелле, племянник маркиза Лукезини, конюший Ченами, купец Эй нард и многие другие. Своим особым завоеванием сестра императора считала связь с великим скрипачом Никколо Паганини.
Личная жизнь сестры, в отличие от ее предпринимательской и общественной деятельности, сильно претила Наполеону. И он, со свойственной ему бесцеремонностью, вмешивался в связи Элизы. Как только монарх замечал, что тот или иной ее любовник начинает пользоваться влиянием то ли на сестру, то ли на положение дел в Тоскане, он высылала наглеца из страны.
Крах самозванки
Флорентийцы посаженную французским властолюбцем повелительницу не любили. Их раздражали ее деспотизм и самоуверенность. Нечуткая, самовлюбленная Элиза даже в 1812 году не поняла, что ее позиции пошатнулись. Окружив себя дураками и льстецами, она полагала: народ ее обожает.
Иллюзии рассеялись в 1814 году, когда к Флоренции подошла армия Мюрата и по требовала пустить ее в город. Элиза ответила отказом. Потом она начала довольно мерзко юлить – открыла все-таки перед военными вход в город. Поняв, что дела нехороши, сестра завоевателя просто-напросто сбежала. Тем самым она показала; хоть властолюбия ей было не занимать, но храбростью, присущей ее брату, эта женщина не обладала.
После падения Наполеона итальянские земли вернули их владельцам. Но Элиза не особо страдала после изгнания из Тосканы: деньги, заработанные предпринимательством, остались при ней. Некоторое время помыкавшись по Европе, женщина с мужем обосновались в Истрии, где богачка купила поместье. Вокруг себя она создала нечто вроде двора, около которого кормились второсортные художники и музыканты.
Элиза Бонапарт скончалась в 1820 году неожиданно – от малярии. Наполеон тяжело пережил ее кончину: хоть его отношения с сестрой переживали разные периоды, он видел в Элизе себя, как в зеркале, и это ему импонировало. Феликс Бачиокки принял утрату супруги со свойственным ему равнодушием. Продав часть имущества, он купил часовню и воздвиг рядом с ней обелиск жене. На этом и успокоился.