Даже сегодня, когда права есть даже у животных, в обществе (особенно в странах с патриархальными устоями) к женщинам относятся пренебрежительно. А что уж говорить о второй половине XIX века, когда Наталья Кобринская начала требовать равноправия для женщин в, насквозь пропитанном мужским шовинизмом, украинском обществе…
Наталья Ивановна Кобринская, стоявшая у истоков украинского феминизма, никогда не сомневалась в своей правоте – она шла к своей цели с высоко поднятой головой.
Недолгое счастье
Наталья родилась в июне 1855-го года в селе Белелуя (сегодня Сняытыянский район, Ивано-Франковской области, Галичина), в семье священника Ивана Озаркевича. Ее отец, греко-католический священник, впоследствии был избран в австрийский парламент. Он писал стихи, пьесы, занимался переводами, пропагандировал украинское слово. Образование девочка получала дома. Учила русский, немецкий, французский, латынь, украинский. Очень любила читать.
Еще в ранней молодости Наталья увидела и в реальной жизни, и во многих христианских книгах большую противоречивость: женщина в жизни обязана повиноваться мужчине! Но почему, она так и не поняла. Разве мужчина – Бог? Или они сделаны из другого теста? Или они безгрешны? Ростки протеста пробивались сквозь толщу традиционных представлений, условностей и очевидных глупостей.
В 1874-м году Наталья вышла замуж за теолога, талантливого певца и композитора Теофила Кобринского. Влюбленный мужчина легко соглашался на все условия жены, не утруждал ее домашней работой, не делал культа из супружеских обязанностей. И Наталья с головой погрузилась с в борьбу за женские права. Теофил ее во всем поддерживал.
Имея хорошее образование, он стремился поднять и ее интеллектуальное развитие. Наталья получила настоящего друга, единомышленника, соратника, который не запрещал ей думать о реформе женского уклада. И Кобринская быстро поняла, что общественный уклад не является чем -то нерушимым,
хотя изменить хотя бы на гран очень трудно.
Но семейное счастье продолжалось недолго. В 1882- м году Теофил неожиданно умер и в 27 -лет Наталья стала вдовой.
Горе ее подкосило, она ради смены обстановки переехала в город Болехов, где жила с родителями. И все ее дальнейшие годы жизни, как литератора и общественного деятеля, связаны с этим живописным городком у подножия Карпат.
На берегах Дуная
Благодаря отцу Кобринская получила хорошее образование, даже не обучаясь в учебных заведениях. Чтобы как-то развеять скорбь дочери, отец везет ее в Вену, вводит в Общество украинских студентов «Сечь». Там она познакомилась с Остапом Терлецким – литератором, публицистом, переводчиком, близким другом Ивана Франко. Он поддерживал ее морально и материально, поощрял занятия литературным творчеством.
В столице Австро-Венгрии Наталья написала свой первый рассказ «Паж Шумшська» (или «Дух часу»), в котором описывала размышления многодетной матери, дети которой не следуют традициям и семейным обычаям, а выбирают свои собственные жизненные дороги.
Именно с этого рассказа и началась Наталья Кобринская, как писательница. Через год вышли еще две небольшие повести. И вскоре она поняла, что целью всей ее дальнейшей жизни станет реализация идей феминизма через литературные произведения. А Иван Франко, перечитывая первые повести Натальи, в своих письмах отметил, что ее публичные произведения не могут так эффективно служить развитию женского духа, как произведения художественные. «Каменяр» (Иван Франко) видел в ней огромный нераскрытый потенциал. И уже вскоре Кобринская доказала в своих произведениях, как можно не только озвучивать, но и реализовать идеи феминизма, оставляя передовую Европу далеко позади.
В это время простая галичанка стала очень заметной личностью в кругу писателей и культурно общественных деятелей . Всю литературную и общественную деятельность работу она посвятила борьбе за раскрепощение женщин и равноправие их с мужчинами во всех сферах деятельности.
Достаточно важным событием в жизни Натальи Ивановны стал 1884 -год, в Станислаове (ныне Ивано-Франковск) по ее инициативе было создано «Общество русских женщин», что свидетельствовало о распространении новых, прогрессивных идей в очень консервативной галицкой среде. Писательница более тридцати 30 лет жила в городке Болехов, вела интенсивную переписку со многими передовыми писателями: Иваном Франко, Михаилом Павликом, Иваном Нечуй-Левицким.
Разрешите учиться!
В 1887-м году с помощью Елены Пчилки она издала женский альманах «Перший вжок». Его раскритиковали, и, скорее всего, причиной было небывалое сочетание идей феминизма и социализма.
В В «Першому Вiнку» печатали свои произведения Леся Украинка, Елена Пчилка, Ольга Кобылянская, Людмила Старицкая. Именно со страниц альманаха прозвучала смелая идея женского гимназического и университетского образования. Кобринская призвала литераторов помочь в сборе подписей под петицией к австрийскому правительству с требованием допустить женщин к высшей школе. Подписи собирались во многих регионах Галичины и Буковины. Как пережиток прошлого литератор критиковала установленные представления многих людей о том, что «женщина с высшим образованием не может быть ни доброй хозяйкой, ни женщиной, ни матерью», и призывает своих современниц активно включаться в борьбу за собственные права, разрушать существующие стереотипы.
В 1893-1896 годах-гг Наталья занялась издательским делом. «Жшоча справа» выпустила три книги нового альманаха «Наша доля». В нем публиковались произведения женщин-литераторов.
В августе 1899-го года свершилась давняя мечта Кобринской побывать на Великой Украине. Со своей подругой Ольгой Кобылянской они посетили Киев, где встретилась со многими известными деятелями и поделились с ними своими свежими идеями о равноправии женщин. Для популяризации идей Кобринская на некоторое время переехала во Львов, но большинство местных женщин ее идеи не приняли – их апатия и пессимизм очень повлиял на ее душевное состояние, поэтому она решила вернуться на родину. С единомышленниками первая украинская феминистка ставила перед собой великую цель – объединить на грунте национального сознания и борьбы за свои права не только галичанок, но и женщин всей Украины.
Первая мировая война также повлияла на жизнь Кобринской. В 1915-м году ее обвинили в шпионаже в пользу России и арестовали. И если бы не вмешательство известного адвоката Чайковского, то наверняка она закончила бы свой путь за решеткой.
В 1918-м году феминистка подготовила свой последний сборник «Вобнн1 новели», где отобразила свое видение войны и ее влияние на жизнь простых людей.
В последние годы жизни она почти ничего не писала, сильно бедствовала, жила в голоде и нищете. Возвращаясь с одной частной поездки со Львова в свои родные места, Наталья в дороге заразилась тифом. Последние месяцы проживала в одиночестве в холодном доме и ушла на вечный покой в январе 1920-го года.