Первая известная фотография войны – «Долина смертной тени» – была сделана британским фотографом Роджером Фентоном в 1855 году. Интересно, что это фото было сделано в Крыму во время войны, закончившейся для России бесславно. Но одним из позитивных ее итогов стало рождение жанра военной фотографии…
Фотография как искусство в те далекие годы только зарождалось – первые фотографии, дошедшие до нас, были сняты за три десятилетия до 1855 года. «Долина смертной тени» стала первой попыткой запечатлеть военные действия на фотопленку. Крымская война, во время которой работал Роджер Фентон, стала первым вооруженным конфликтом, снятым на фотокамеру.
Основательная подготовка
Роджер Фентон родился в 1819 году в семье богатого торговца хлопком. О его юности известно немного. Первый достоверный факт – Фентон учился в Лондонском университете, где получил степень бакалавра искусств. После этого, в этом же учебном заведении, он начал изучать юриспруденцию. Учился, по-видимому, эпизодически, так как вплоть до 1847 года Фентон в списках выпускников не числился. Примерно в это же время он изучал живопись и путешествовал по Франции. Там же, в 1851 году, во время учебы в Париже, Фентон познакомился с новатором французской фотографии Гюставом Ле Гре. Его фотография «Большая волна», сделанная в 1857 году, по сей день является рекордсменом по стоимости – она была продана катарскому шейху за полмиллиона британских фунтов.
Всемирная выставка 1851 года в лондонском Гайд-парке укрепила веру Фентона в свое предназначение. Там впервые происходила демонстрация достижений в области зарождающегося фото-искусства. А уже в 1852 году фотографии британской архитектуры, сделанные Фентоном, выставлялись по всему королевству.
Вскоре Фентон отправился в путешествие по Российской империи. Побывал в Киеве, Москве и Петербурге, отсняв несколько ставших знаменитыми кадров жизни дореволюционных столиц.
По возвращении в Британию Фентон решил основать Королевское фотографическое общество. На помощь ему пришел принц Альберт. Таким образом Роджер Фентон стал основателем и первым секретарем нового общества.
Крымский шанс
В 1853 году Британия вступила в войну против Российской империи. Кровавые сражения, ведущиеся на просторах дикой России, не особо интересовали британское общество. Интерес к войне у публики стал просыпаться, когда британские войска достигли военных успехов. Именно в это время, осенью 1854 года, принц Альберт и британский военный секретарь, герцог Пелэм-Клинтон, предложили Фентону отправиться в Крым и запечатлеть войну на фотографиях.
8 марта 1855 года Фентон прибыл в порт города Балаклава, где провел в занятиях фотографией почти четыре месяца. Сделанные им снимки были предназначены для того, чтобы продемонстрировать общую непопулярность войны и противопоставить героические фотографии критическим репортажам военных корреспондентов.
Из-за размеров и громоздкости своего фотооборудования Фентон был ограничен в выборе тем. Помимо этого фотопленки нуждались в длительных выдержках. Фентон снимал только неподвижные объекты, постановочные изображения, в то же время, согласно нормам викторианской морали, он не фотографировал мертвых или искалеченных солдат.
Условия жизни в Крыму были для фотографов столь же тяжелы, как и для солдат. В дополнение к трудностям транспортировки хрупких стеклянных пластин, используемых в процессе проявки, их необходимо было покрывать густым липким светочувствительным раствором непосредственно перед съемкой и проявлять сразу после этого. Экстремальные температуры в Крыму также не помогали процессу. К тому же его фургон с оборудованием был выкрашен в черный цвет который требовался для проявки фотографий. И это обстоятельство делало его прекрасной мишенью.
Роджер пытался, несмотря на все несовершенство фотокамер тех лет, передать дух войны и помочь тем, кто никогда ее не видел. Его фирменным стилем стали запечатленные пейзажи, на фоне которых разворачивались боевые действия.
Так, он сфотографировал выживших британских кавалеристов, запечатленных в стихотворении Альфреда Теннисона «Атака легкой бригады». Также Фентон сфотографировал то место, где происходил бой, в котором большая часть бригады британских кавалеристов и погибла. Выжившие называли это место «Долина смерти» – испещренная пушечными ядрами холмистая местность под Севастополем. Фентон «расширил» свое название отсылкой к Ветхому Завету. И это фото так и вошло в историю под названием «Долина смертной тени».
Неужели подделка?
На большинстве изображений из крымской коллекции Фентона показаны лагерный быт, пейзажи и портреты участников событий. Но именно «Долина смертной тени» поистине уникальная фотография – из всех фотографий Фентона только у этой есть вторая версия. На них изображен один и тот же испещренный пейзаж, снятый с одной точки, но с ключевым отличием. На изображении, ставшем известным, в центре внимания находятся разбросанные по дороге пушечные ядра. На альтернативной фотографии пушечные ядра отсутствуют.
Историки не раз задавались вопросом, какая из двух фотографий является первичной? Ответ важен, так как в случае, если оригинальной фотографией окажется пейзаж без пушечных ядер, значит, Фентон собственноручно привнес драматизм в кадр, что несколько обесценивает символизм фотографии.
В письме к жене Роджер сообщил, что сделал «два хороших снимка» в Долине, но без указания или описания, какой из них был первым или что произошло во время, прошедшее между двумя этими кадрами.
Фотография с ядрами была выставлена в Лондоне в 1855 году. В прессе отметили ее художественную «силу» и высоко оценили точность в документировании происходящего. «Долина смертной тени» являлась жемчужиной выставки. По мнению критиков, фотография с «ужасающей точностью» демонстрировали то, с чем британские солдаты столкнулись и выдержали. Однако специалисты по фотографии выяснили, что оригинал – это снимок без пушечных ядер. Возможно, Фентон прибыл к месту съемки, когда дорогу, усыпанную ядрами, уже расчистили. Он решил заснять все в «изначальном» состоянии и распорядился вернуть пушечные ядра на дорогу. Возможно, ядра достали из канавы, чтобы их было проще собирать, и тогда Фентон увидел, что снимок с таким «антуражем» будет «эффектней».
Нищий новатор
Фотографии Фентона были первой крупномасштабной фотографической документацией войны, поэтому у него не было примеров, которым он мог бы следовать. Созданные им изображения сегодня не считаются объективной фотожурналистикой. Хотя это не было его мечтой. Фентон в основном преследовал пропагандистские цели, и его изображения отражают несколько односторонний взгляд. Фотограф надеялся продать свои снимки широкой публике и знал, что кровавые реалистичные изображения не будут продаваться. Из более чем 350 изготовленных им кадров многие представляют собой постановочные групповые фотографии офицеров. Фентон знал, что для успеха необходимо сотрудничество: «Если я откажусь их сфотографировать, у меня не будет возможности перевезти мой фургон с оборудованием из одного места в другое». После четырех месяцев фотографирования Роджер заболел холерой, продал свой фургон и вернулся в Англию.
В сентябре 1855 года в лондонском выставочном зале Pall Mall East открылась выставка из более чем 300 фотографий Фентона.Финансового успеха достичь не удалось – мало кто хотел покупать изображения войны. Напротив, многие хотели ее забыть. И тогда отец нового жанра вернулся к фотографированию живописных пейзажей Британии и Уэльса. Он создавал фотонатюрморты, путешествовал по Ближнему Востоку, где предлагал свои услуги фотографа-портретиста. Хотя его работы считаются одними из лучших в ту эпоху, его увлечение финансовым успехом не увенчалось.
Тем не менее заслуги Фентона неоспоримы. Своим личным примером он продемонстрировал то, что фотография способна конкурировать с живописью не только как средство передачи информации, но и как средство визуального удовольствия и небывалой экспрессии.
В 1862 году Фентон продал свое оборудование и вернулся к тому, что приносило больший доход, чем увлечение новаторским искусством, – к своей юридической практике.
Он умер в 1869 году в возрасте 50 лет, так и не поняв, что стал пионером антивоенной пропаганды. И это в то время, когда война считалась прекрасным и нужным делом.