В России звание «Императорский театр» означало знак качества: сценическое искусство в нем было доведено до совершенства. Несмотря на то что такие театры прекратили свое существование в 1917 году, история их становления и развития поучительна и сегодня.
ПЕРВАЯ «ХОРОМИНА»
Когда боярин Артамон Матвеев сообщил царю Алексею I Тишайшему, что в Новой Немецкой слободе некий Иоганн Готфрид Грегори, пастор лютеранской церкви и пасынок лейб-медика Лаврентия Блументроста, организовал домашний театр, государь загорелся идеей создать нечто подобное при своем дворе. Алексей Михайлович и сам неплохо играл на музыкальных инструментах и даже сочинял церковные песнопения.
Матвеев взялся за дело всерьез: в селе Преображенском под Москвой для царя-батюшки построили «хоромину» — нечто вроде ангара со сценой, а Грегори, назначенный постановщиком спектакля, получил все необходимые средства и полномочия. Первый спектакль — комедия «Артаксерксово действо» — с участием более 60 человек был показан 17 октября 1672 года. Государю увиденное пришлось по душе, и он даже не утомился, хотя пьеса длилась 10 часов! Всех комедиантов щедро наградили, а сам театр вскоре перевезли в Кремль, чтобы царской семье и боярам не приходилось далеко ездить на представления.
Не прошло и года, как Грегори получил под свое начало театральную школу, где «комедийное дело» осваивали 26 учеников из мещанских семей. Увы, в начале 1676-го царь-театрал скончался, а у его преемника Федора III были иные увлечения…
ЦАРСКОЕ ДЕЛО
Петр I, побывав в Европе с Великим посольством, в 1702 году построил на Красной площади в Москве первый общедоступный театр — Комедиальную храмину. В основном в нем выступали с антрепризами заезжие иностранные труппы, чаще всего немецкие. Увы, популярностью театр не пользовался и просуществовал меньше 5 лет.
Первый русский театр в Санкт-Петербурге, новой столице государства, открыла в 1714 году младшая сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. Прогорел и он — сказывалось отсутствие школы: спектакли больше смахивали на ярмарочный балаган. К тому же и сам император охладел к этому искусству.
Куда заметнее был вклад в становление русского театрального искусства двух императриц — Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Первая в 1732 году выписала в Россию итальянскую труппу, где, помимо лицедеев и певцов, были музыканты — появился своеобразный ориентир для российских последователей. Спустя 6 лет она же основала в Петербурге Танцевальную школу, ставшую позднее Императорским театральным училищем. Но родоначальником Императорских театров России все же считается императрица Елизавета Петровна. С 1742-го по ее указу Императорские театры вошли в ведение Министерства императорского двора, а 30 августа 1756 года она подписала указ об учреждении Русского театра «для представления трагедий и комедий» — так в России впервые официально появилась русская драматическая труппа. Этот день стал датой основания Императорских театров и днем рождения Александрийского театра. Был введен чин — «придворный артист Его/Ее Императорского Величества». Правда, финансово решение было подкреплено слабо: если ставившая спектакли в Петербурге французская труппа получала 20 тысяч рублей в год, то на русскую выделили в четыре раза меньше. Тем не менее с середины XVIII века именно благодаря императрице Елизавете в России резко возрос интерес к искусствам.
УКАЗОМ ЕКАТЕРИНЫ
Когда в 1762-м на престол взошла Екатерина II, в Александрийском театре числилось свыше 150 человек. Пришла пора упорядочить штат, что и было поручено ближайшему сподвижнику императрицы Ивану Елагину. 13 октября 1766 года именным указом Екатерина II одобрила «Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям».
20 декабря того же года по указу государыни Иван Елагин возглавил созданную по его же предложению Театральную дирекцию. На этом посту он находился 13 лет — до 1779-го и способствовал развитию Императорских театров. Всего их насчитывалось шесть: Большой и Малый театры — в Москве, а в Петербурге — Большой (Каменный), Михайловский, Александрийский и Мариинский. Поначалу в них шли только иностранные пьесы. Первым автором отечественного репертуара стал Александр Сумароков, написавший несколько драм и комедий. Государство оценило его заслуги: за вклад в литературу и драматургию поэт был удостоен ордена Святой Анны и генеральского чина действительного статского советника.
ТАБУ
Репертуарной политикой и расходованием средств ведала Дирекция Императорских театров. Но иногда поступали вполне конкретные указания от монарших особ. Так, Николай I в 1837 году официально запретил изображать в театральных постановках членов царской фамилии. Императоры сменяли друг друга, но правило соблюдалось. Хотя были и исключения. Например, в 1906-м цензура дала добро для постановки пьесы Дмитрия Аверкиева «Разрушенная невеста», где в первом действии разрешили появиться «императору Петру I» — его там показали более чем уважительно.
Несмотря на высокий статус и состоятельную публику, прибыли Императорские театры не приносили, и даже при строжайшей экономии в плюс выйти не удавалось. Убытки покрывались из государственной казны. Разумеется, все это сказывалось на богатстве декораций и даже на костюмах артистов.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛИЦЕДЕЙ
Несмотря на скудное финансирование театров, сами артисты находились в привилегированном положении: они получали жалованье, могли рассчитывать на государственную пенсию по выслуге лет и даже на лечение в придворных госпиталях.
В 1839 году вышло Положение (оно действовало до 1882-го), согласно которому артисты подразделялись на три разряда. В первый входили исполнители главных ролей, солисты оркестра и балета, режиссеры. Исполнители малых ролей, музыканты, суфлеры были включены во второй разряд, а третьему соответствовали статисты, актеры для выходов, гримеры, певчие и хористы. Солистам и актерам, удостоенным звания «Заслуженный артист Императорского театра», учрежденного в 1896 году, полагалась существенная надбавка. Нередко после удачных спектаклей царствующие особы награждали актеров и специальными подарками; ювелирными изделиями, часами, портсигарами…
Неудивительно, что с комплектованием трупп Императорских театров проблем не возникало. Зачастую артистов приглашали из провинции: в Москве и Санкт-Петербурге в те времена частных театров не было — они существовали только в губернских городах. Этот запрет действовал вплоть до 1882 года, когда по инициативе главы Дирекции Императорских театров Ивана Всеволожского его сняли. Но даже после этого частным театрам конкурировать с Императорскими было не под силу: они не могли рассчитывать на поддержку казны, а значит, и на подлинные актерские таланты.
ПОСЛЕДНИЙ «МАСКАРАД»
Последней премьерой всех Императорских театров, которая состоялась в Александрийском театре 25 февраля 1917 года, в разгар революционных событий, стал лермонтовский «Маскарад». Петербург был охвачен всеобщей забастовкой, на мостах стояли военно-полицейские заставы, на Невском проспекте весь день не утихали митинги и демонстрации, но зал был полон: драму «Маскарад» Всеволод Мейерхольд готовил целых 6 лет, и публика очень хотела увидеть постановку полюбившегося режиссера. Эта успешная премьера поставила точку в истории Императорских театров: уже в начале марта все они стали называться государственными. Впрочем, и Дирекция государственных театров просуществовала недолго — до известных событий октября 1917 года…