Италия эпохи Возрождения (XV-XVI века) представляет собой, с одной стороны, небывалые свершения человеческого гения. Но с другой, там были весьма специфические нравы, которые, как деликатно пишут в книжках, граничили с патологией.
Измены, инцесты, покушения и изощренные убийства – все это совершали итальянцы самые благородные. Все они обладали большой властью и не стеснялись ею пользоваться. И, как правило, они всегда выходили сухими из воды.
Маньяки на троне
Вот что писали современники о герцоге Козимо I (1519-1574), повелителе Тосканы: «Он выдал замуж свою красавицу дочь за знатного вельможу, который долго искал ее руки. Однако же перед тем, как выпустить дочь из дому, отец решил самолично снять пробу, говоря, что уж коли он так усердно воспитывал и взращивал сию породистую кобылку, то должен первым вскочить на нее, дабы проверить, на многое ли она годится…»
Далее все тот же автор-современник писал: «Муж, тем не менее, не увидел в этом поступке ничего для себя обидного – напротив, почел за честь. Да и решись он ее осудить, его бы не поняли: она была красотка не из последних, а красоте к чему же пропадать зря?!»
В общем, тосканский герцог-кровосмеситель у них в Италии считался за «добрячка». Что же представляли собой правители «злые»? Вот, например, миланский герцог Филиппо Висконти (1392-1447). Пытал и казнил жену, насиловал служанок, изобретал утонченные пытки и боялся показаться вне дворца (сошел с ума на почве паранойи).
Но Филиппо умер. И вместе с ним пресеклась династия Висконти. На миланский престол взошли представители дома Сфорца. Думаете, что-то изменилось? Отнюдь. Вот юный герцог Галеаццо Сфорца (1444-1476). «Увлекался книгами, любил музыку и пение, вывез из Фландрии певцов с лучшими в Европе голосами», – писал один из летописцев. А наряду с этим… «Сфорца, жесточайший тиран, любил развлекаться тем, что зарывал людей живыми в землю».
Уверяли, что юноша отравил свою мать. А еще он выставлял на площади (на публичный позор) всех соблазненных им женщин, чтобы миланцы видели, с кем их повелитель провел ночь.
Коллекционер врагов
Или возьмем, к примеру, Римини. Ныне это самый знаменитый итальянский пляжный курорт. Ну а в XV веке это было отдельное маленькое княжество. И «отдыхали» там совсем по-другому.
Повелитель Римини – Сиджизмондо Малатеста (1417-1468) убил нескольких своих жен. Насиловал опять же своих дочерей. И вообще растлевал всех миловидных девочек и мальчиков, попадавшихся ему на глаза. Те, кто пытались ему сопротивляться, предавались мучительной казни.
Но всех переплюнул неаполитанский король Фердинанд I (1423-1494). По воспоминаниям современников, ему доставлял особое удовольствие вид поверженного врага. Наслаждение было столь острым, что его хотелось продлить. Делалось это так: «Тела казненных, замученных или умерших в темнице противников Фердинанда, солили и доставляли к нему во дворец. Там они, одетые в их собственную одежду, хранились в одной из дворцовых зал. У короля скопилась целая коллекция таких мумий, и ничто не радовало его сильнее, чем их созерцание…»
И теперь, после этого исторического экскурса, вас уже не удивят некоторые поступки великих мастеров Возрождения. Чего же от них было ждать, если они выросли в такой вот среде? Так, история сохранила эпизод из биографии знаменитого архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Напомним, что он известен тем, что украшал купол собора Святого Петра в Риме – главного собора католического мира, с балкона которого сам папа римский выступает. Ну и еще Бернини изваял массу изящных скульптур: «Аполлон и Дафна», «Экстаз святой Терезы» и так далее. Посмотрим же, что представлял из себя этот «титан Возрождения», так сказать, в повседневной жизни.
Джованни Бернини сожительствовал с замужней римской женщиной по имени Констанция. Но вот однажды до мастера дошли слухи, что прекрасная дама крутит любовь с его же младшим братом Луиджи (тоже скульптором и математиком). Джованни решил проверить эти слухи и в один прекрасный момент сказал, что уедет на целый день и в Риме его не будет. Но вместо этого на следующее утро он подкрался к своему дому. Там он, конечно же, застал брата Луиджи, милующегося с Констанцией.
Луиджи понял, что дело плохо и что самое время «делать ноги». Он попытался убежать, но Джованни догнал его и стал избивать металлическим прутом, сломав брату два ребра! К счастью, подоспела городская стража, которая расцепила дерущихся.
Но это еще не все! Как выяснялось, Джованни заранее послал в свой дом слугу, которому дал задание изуродовать Констанцию. И пока братья Бернини дрались, слуга исполосовал ножом лицо неверной любовницы! В итоге, Бернини был обвинен в нанесении тяжких телесных повреждении и покушении на убийство. И если бы он не был великим мастером, за которого заступился сам папа римский, – сидеть бы ему в тюрьме.
Скульптору выписали штраф. Его братца-соперника Луиджи выслали из Рима. Потом ему, правда, разрешили вернуться. Но после того как он снова попался на попытке изнасилования, его уже выслали окончательно. Несчастную порезанную Констанцию отправили в тюрьму. «А не надо было с мужиками путаться!» – сурово подытожили римские судьи.
Римский потрошитель
Но если Бернини остановился на грани, ограничившись лишь покушением на убийство и «тяжкими телесными», то его коллега – знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571) – реально отправлял людей на тот свет…
У Челлини был враг и конкурент – римский ювелир Помпео. Ну и Челлини решил ему отомстить. Правда, Помпео, зная нравы своей ювелирной братии, всегда ходил с телохранителями, но Бенвенуто это не испугало. Он подкараулил его у аптеки.
Далее предоставим слово самому Челлини – он в мемуарах красочно живописал свои подвиги: «Я обнажил маленький кинжал, прорвал ряды его наемников, схватил Помпео за грудь и рванул его к себе, чтобы нанести удар в лицо, но от страху он повернул голову, и кинжал угодил пониже уха. Ударил всего два раза. После второго удара он замертво свалился на землю…»
Челлини удалось скрыться с места преступления. Но лиха беда начало. Почувствовав вкус крови, «титан Возрождения» уже больше себя не сдерживал. Дальнейший его путь был просто устлан трупами и тяжело ранеными. Так, когда некий капрал мушкетеров в драке убил любимого брата Челлини, то скульптор решил зарезать обидчика. Он напал на мушкетера у порога его дома, ранил и, когда тот бросился бежать, догнал и всадил ему в затылок длинный охотничий кинжал.
Или вот однажды в Сиене содержатель почтовой станции невежливо, по мнению Челлини, с ним обращался. Слово за слово – и мушкет у скульптора «сам собой» выстрелил. Пуля попала в шею противника. Тот упал мертвый.
Может возникнуть вопрос: как же такому маньяку удалось избежать эшафота или каторги? Ответ прост: влиятельные покровители. Ведь Челлини работал на князей, королей, римского папу и прочих сильных мира сего. Они его, говоря современным языком, и отмазывали. Но из Италии ему все же пришлось уехать – уж слишком он там «наследил». Челлини перебрался в Париж. Там он поостыл – годы были уже не те, чтобы с ножиком по улицам бегать. Но все же гений Возрождения оставался верен себе.
Так, однажды он уличил свою любовницу Катерину в измене, да еще с собственным подмастерьем. В прежние времена, в Риме, когда Челлини был горяч и молод, обманщики остались бы без головы – и это не метафора. Но сейчас, в Париже, Челлини был уже не так кровожаден. Он начал с того, что заставил соблазнителя жениться на этой самой Катерине. Правда, для этого понадобилось приставить парню шпагу к горлу. Это было начало.
А далее, как писал сам Челлини: «Мне было мало, что я заставил его жениться на такой гнусной потаскухе. Чтобы довершить мщение, я позвал ее к себе и писал с нее. Ежедневно я платил ей тридцать сольдо. Когда я заставлял ее раздеваться, она требовала, чтобы, во-первых, я давал ей деньги вперед, во-вторых, чтобы я кормил ее хорошим завтраком. Зато, в-третьих, я из мести заставлял ее отдаваться мне и осыпал ее и ее мужа издевательствами по поводу того, что я ему наставляю рога, а в-четвертых, придавал ей самые неудобные положения, в которых она оставалась целыми часами…»
Когда Катерина, утомленная и злая, начинала браниться, Челлини хватал ее за косы и бил руками и ногами, пока не уставал. Но к счастью, до смертоубийства у них дело так и не дошло. Вот так вот и жили эти великие мастера Возрождения…