Большевики, захватывая власть в стране, понимали, что им придется сбросить с пьедесталов прежних кумиров. И если с царем, философами и артистами было все просто – расстрелять или выслать за границу, то что делать с Богом, они не знали. Вероятно, именно поэтому главным «специалистом» по отмене религии стал человек с четырехклассным образованием Емельян Ярославский…
У Минея Израилевича Губельмана (таковы настоящие имя и фамилия знаменитого революционера Емельяна Ярославского) были свои счеты с самодержавием и Богом. Он родился 3 марта 1878 года в Чите, в семье ссыльнопоселенцев – скорняка и крестьянки, дочери баргузинского рыбака, – и был бит судьбой без всякой жалости.
Без права на жалость
Окончив трехклассное городское училище, Миней с девяти лет работал в переплетной мастерской, и уже в 1898 году он стал членом РСДРП – наиболее радикальной и малочисленной на тот момент партии. Вскоре он стал Емельяном и начал менять профессию за профессией – работал в аптеке, на строительстве железной дороги, служил солдатом в одной из армейских частей. А вскоре судьба снова ударила его со всем остервенением: в 1903 году его арестовали, после чего отдали под надзор полиции. Вскоре Емельян перешел на нелегальное положение и фактически передал свою судьбу в руки партии.
Чем только не занимался товарищ Ильян, Верин, Панин, Клавдии, Лапин, Красильников, Марианна, Сибиряк (партийные клички Емельяна) – перевозил партийную литературу, учил марксизму рабочих, добывал деньги для партии, занимался нападениями на банки и частных лиц, организовывал стачки. В Ярославле, где он организовывал стачку текстильщиков, Емельян приобрел кличку Ярославский – под такой красивой и звучной фамилией он и вошел в историю.
Революция требовала жертв, и Ярославский отдал на алтарь пролетариата самое дорогое, что у него было – любовь (его невесту, революционерку Ольгу Михайловну Генкину, в 1905 году убили черносотенцы при попытке провоза партии оружия) и свободу: он неоднократно сидел в одиночке, а с 1907 года был на каторге в Сибири. Там – в холоде и сожалениях о напрасно потраченной жизни – Ярославский и провел следующие десять лет.
Но в феврале 1917 года рухнула монархия, большевики зашевелились. И Ярославский рванул в Москву.
Плечом к плечу
Ярославский имел опыт организации вооруженных отрядов, поэтому в Москве ему поручили заниматься тем же. Дело шло успешно, и в октябре 1917 года Ярославский вместе с соратниками захватил Кремль, став военным комиссаром. Но тут восстали юнкера, и Ярославский из Кремля бежал. Возможно, именно этот эпизод и кратковременное сближение с Троцким в 1920-х годах и стали теми самыми «кнопками», нажимая на которые, Сталин сделал из Ярославского покорную «ищейку» (так называли его большевики).
Впрочем, у Ярославского с самого первого знакомства с Кобой, случившегося еще до революции, были дружеские отношения. Так на VIII съезде партии (18-23 марта 1919 года) Ярославский вместе с Ворошиловым и другими вошел в группу «военной оппозиции», которая была против Ленина. Но, как известно, Сталин в конечном итоге победил, и как только его позиции в партии усилились, он «подтянул» туда и Ярославского. Тот стал членом Центральной контрольной комиссии, которая до 1930-х годов занималась чисткой партийных рядов, «вышкуривая» всех тех, кто противился окончательному воцарению «чудесного грузина» (как однажды охарактеризовал Сталина Ленин).
Вероятно, именно в это время Сталин определился с выбором того, кто возглавит «крестовый поход» против религии.
В 1925 году Емельяну Ярославскому дали новую должность: назначили председателем Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). Но еще ранее, в 1923 году вышла его книга «О религии», в которой Ярославский уже опробовал свои принципы и методы.
Советский поп
С точки зрения сегодняшнего дня массовое наступление на религию кажется нелепым и кощунственным. И многие полагают, что в этом есть изрядная вина самого Ярославского – дескать, этот государственный деятель перенес свои личные комплексы в область государственной политики и сумел «продавить» их исполнение (недаром он стал автором определения онанизма как «контрреволюционного заболевания», после чего лиц, уличенных в онанизме, стали принудительно «лечить», а в органы НКВД сотнями сыпались доносы о подобных «злодеяниях»). Но это совсем не так: Ярославский был просто ослеплен желанием исполнять решения партии, а партия с определенного момента была воплощением воли одного человека – Иосифа Сталина. А в его понимании в стране следовало произвести индустриализацию, коллективизацию и уничтожить религию, которая после чистки партии была главным врагом перемен. Поэтому большевики действовали по разнарядке партии, где еще в конце 1920-х годов разработали план ликвидации религии к 1937 году. Согласно этому плану, к 1932-1933 годам следовало закрыть все церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети. К 1933-1934 годам должны были исчезнуть все религиозные представления, а к 1934-1935 годам страну, и прежде всего молодежь, необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой. К 1935-1936 годам должны были закрыться последние молитвенные дома и исчезнуть все священнослужители, а к 1937 году религия как социальное явление должна была умереть.
Этот план был секретным и никогда не предавался огласке, но многие историки коммунистического движения утверждают, что он существовал и Емельян Ярославский должен был претворить его в жизнь.
Он с жаром принялся за дело. Главный редактор газеты «Безбожник», организатор и председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР, бессменный председатель Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП(б) закрывал храмы, устраивал диспуты, писал книги, высмеивал Бога и церковь. К ноябрю 1931 года в рядах Союза воинствующих безбожников числилось свыше пяти миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек. Начиная с октября 1929 года в СССР семидневная неделя была заменена шестидневной – пять дней трудящиеся работали, на шестой отдыхали, причем выходной день приходился на любой день традиционной недели. Единственной целью этой реформы было отменить христианское воскресенье. В 1932 году в СССР объявили «безбожную пятилетку». В пятилетний план были вписаны конкретные меры по закрытию храмов, уничтожению священнослужителей, созданию безбожных ударных бригад, цехов и заводов, планировалось довести число атеистов до десяти миллионов человек. Но в 1937 году перепись показала, что количество верующих граждан только увеличилось!
Разочаровавшись в действиях безбожных организаций, в проповеди атеизма, Сталин сделал ставку на карательные органы. И Союз воинствующих безбожников быстро захирел, а с началом войны и вовсе стал организацией, числившейся только на бумаге.
Правда, к этому времени Ярославский уже нашел себе новое дело – он стал яростным пропагандистом культа Сталина!
Он участвовал в подготовке официальной, принятой при Сталине версии истории партии – «Краткого курса истории ВКП(б)», написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книги Ярославский так и назвал – «Вождь народов».
Однако это фанатичное преклонение уже не компенсировало пустоты, которой наполнилась его жизнь после провала атеистического проекта. А с началом войны «отец народов» нанес своему клеврету два последовательных удара, сведших его в могилу.
В первые месяцы войны он приказал Ярославскому написать статью «Почему религиозные люди против Гитлера». А 5 сентября 1943 года в «Правде» было опубликовано краткое сообщение о встрече митрополитов Русской православной церкви со Сталиным, который сочувственно отнесся к предложениям иерархов о необходимости созвать Собор епископов для избрания патриарха Московского и всея Руси.
Это было победой православия и полным поражением Емельяна Ярославского. Все то, чем оправдывалось его существование, было окончательно перечеркнуто. Жить стало незачем, и 4 декабря 1943 года он скончался.
Он не знал, что пройдет немного времени и его дело возродит Никита Хрущев. Этот безбожник, называвший Ярославского «советским попом», тоже пытался «отменить» Бога и обещал к концу семилетки (к 1965 году) «показать последнего попа по телевизору».
Но в результате «отменили» самого Хрущева.