Сегодня имя этого ученого известно только узкому кругу специалистов- А ведь Иосиф Тимченко, сын крепостного крестьянина, был автором множества изобретений в области механики, метеорологии, микрохирургии, киносъемки…
Этому можно не верить, но существует доказательство того, что за два года до событий в подвале парижского «Гран-кафе» Тимченко продемонстрировал свое изобретение сначала в Одессе, а потом и в Москве. Это был первый в мире прототип киноаппарата и первые съемки движущихся людей.
Человек от сохи
Родился будущий ученый в 1852 году в селе Окоп Харьковской губернии, в Малороссии, в бедной крестьянской семье. Юный гений почти не имел никаких шансов «выбиться в люди», но после того как ученик третьего класса церковно-приходской школы самостоятельно спроектировал и помог деревенским умельцам обустроить сельскую мельницу, его зауважали и определили дальнейшую судьбу.
Видя, как он управляется в работе с техникой, родители направили его с рекомендательным письмом в механическую мастерскую Харьковского университета. Он быстро овладел необходимыми навыками, но очень скоро воодушевился идеями Миклухо-Маклая и в 1874-м вместе с друзьями направился в Одессу, собираясь оттуда уплыть в Океанию. Но планы провалились, друзья уехали домой, а Тимченко с женой остались в Одессе, где он пошел работать в Российское общество пароходства и торговли. С 1880 года Тимченко работал механиком физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе. Здесь он сконструировал устройство для проверки манометров, изобрел первые в мире электронные часы, изобрел ртутный барометр. Длительное время работал над созданием автоматической телефонной станции (АТС), изобрел прибор, который помогал исследовать климат Земли и астрономические явления, разработал и внедрил в производство инструменты для глазных хирургических операций, спроектировал приспособления для Куяльницкого грязелечебного учреждения, создал модель артезианского колодца с ветряным двигателем.
Кино будет, но не у нас!
Но самое главное открытие было еще впереди – это киноаппарат. С другом по мастерской Михаилом Фрейденбергом они работали над этим открытием несколько лет. И вот в Одессе в ноябре 1893 года в гостинице «Франция» на углу улицы Дерибассовской и Колодезного переулка произошла публичная демонстрация двух коротеньких фильмов: «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». Через год Тимченко продемонстрировал работу своего аппарата на 9-м съезде природоведов и врачей, вскоре авторская комиссия одобрила это изобретение.
Братья Люмьеры ничего не знали о киноаппарате Тимченко, они создали свое кинопроекционное устройство по другому принципу действия, совершенно самостоятельно и независимо. Но почти на два года позже, чем украинский изобретатель. Не секрет, что владельцы известной фирмы фототоваров «Люмьер» имели свои филиалы во всех ведущих странах мира, и братья сразу позаботились о продвижении своего творения на рынок. А вот Тимченко не только не имел денег на рекламу своего изобретения – ему толком и поесть было не на что.
После своего открытия он поехал в Москву искать спонсора для дальнейшего усовершенствования своего аппарата. Но там ему дважды отказали. Изобретатель был вынужден постоянно искать разные частные заказы, чтобы заработать денег для семьи и поддержания нормальных условий в университетской мастерской. В стенах университета нашлись откровенные недруги и завистники, которые подвергали откровенной травле ученого и его единомышленников. Так или иначе, но время было упущено, и предприимчивые парижане успели быстро наладить серийный выпуск своих аппаратов и захватить рынок. Это привело к тому, что история мирового кинематографа началась не в России, а во Франции.
Иосиф Тимченко умер в Одессе в 1924 году в возрасте 72 лет и был похоронен на Втором Христианском кладбище.
Да, вполне возможно. История знает несколько подобных случаев изобретательства нашими соотечественниками раньше, чем их зарубежные коллеги. Вот пример. Метод рентгеновского исследования тела человека, опережая время и конкурентов, был применен простым фельдшером из Витебска при лечении собственной супруги, страдающей целым букетом заболеваний