Раннее христианство на огромном пространстве Римской империи было очень неоднородным. Ортодоксальная вера, основанная на Библии, устраивала далеко не всех. Ученые мужи из Александрии или с восточных границ империи, уверовавшие в Христа античные мистики, размышляя о Боге, сотворении мира и грядущем спасении, создали множество гностических школ.
Гностики иногда практиковали весьма странные ритуалы. Сами себя они считали истинно верующими, посвященными в тайны мироздания. Однако отцы церкви немедленно причислили их к еретикам и сектантам.
Религиозные развратники
До середины прошлого века все сведения о раннехристианском гностицизме можно было почерпнуть только из сочинений яростных борцов с ересями. Ни единого текста гностиков до потомков не дошло, все они уничтожались как особо вредоносные. Некоторые сведения, скажем, весьма впечатляли. Вот что, например, писал о гностиках-борборитах Епифаний Кипрский, которого любопытство привело в молодости в их сообщество: «Я был тогда, – вспоминал он, – будучи уже зрелым мужем, весьма хорош собой, и женщины из секты пытались меня соблазнить, как египетская распутница святого Иосифа, но тот, кто стоял рядом со святым Иосифом, и меня не покинул». То есть Епифаний перед женским очарованием устоял. В секте, по этим воспоминаниям, царил свальный грех, причащались борбориты кровью и плотью нерожденных младенцев, практиковали принятие с едой мужского семени и менструальной крови и вообще творили всяческие непотребства. И, когда Епифаний доложил об этом местному епископу, 80 борборитов были немедленно изгнаны из города.
Другой борец с ересями, Юстин Мученик, обличал популярного гностика Менандра в том, что тот владеет магией и получил это знание и силу от демонов. А его коллега Ириней обличал Карпократа и его учеников за то, что те «говорили, что различие между злыми и добрыми делами – это только людское мнение. После воплощения душа должна пройти через все образы жизни и испробовать все дела. И если человек в течение одной жизни не свершит не только все то, что нам запрещено произносить и совершать, но и то, о чем мы не можем даже помыслить или поверить, что кто-то в нашем государстве в силах совершить такое, не пройдет через все жизненные удовольствия и ничего не оставит неиспробованным – только в этом случае, покидая тело, он освободится и ничего не оставит позади».
Разумеется, и тут не обошлось без обвинений в магических операциях, общности жен и свальном грехе. Ополчался Ириней также против родоначальника всех ересей (так он считал) Симона Мага (Волхва), с которым боролся еще апостол Петр, поскольку Симон таскал всюду за собой проститутку из Тира, которую он выкупил из борделя. Слова Симона «Вся земля одинакова: не важно, где муж сеет, главное, чтобы он сеял» Ириней воспринимал сугубо в сексуальном плане и все сводил к ненавистному свальному греху
Находка из Наг-Хаммади
В декабре 1945 года мальчишка из египетского селения Наг-Хаммади в 60 километрах от Луксора случайно нашел захоронение древних свитков. Местные крестьяне дружно взялись за раскопки, но ничего ценнее этих рукописей так и не нашли. Часть находок в страхе перед местью джиннов они бросили в костер, часть дошла до ученых. Это и была знаменитая библиотека Наг-Хаммади, содержавшая 52 разнородных текста, 13 из которых, к великому удивлению и радости, оказались гностическими и относились к I-III векам.
Среди них были гностическое Евангелие Истины, Трехчастный трактат о сотворении и устройстве мира. Апокриф Иоанна, Евангелие от Фомы, Евангелие от египтян, приписываемое секте сифиан, философское сочинение «Подлинное учение» – о победе духовного начала над материальным, учение о трех зонах «Мысль нашей великой силы». Второй трактат великого Сифа о подлинной сути пришествия Христа и возвращении его в Плерому и так далее. Наконец-то после двух тысячелетий клеветы и забвения гностики заговорили собственными голосами.
Причем тексты принадлежали не одной группе гностиков, а нескольким. Труды, связанные с Творцом мира, Плеромой, нисхождением Софии, рождением Демиурга, были написаны в среде валентиниан. Апокриф Иоанна, Евангелие египтян, Апокалипсис Адама, «Три стелы Сифа» родились среди сифиан. Второй трактат великого Сифа и Апокалипсис Петра принадлежат валисидианам. Парафраз Сима относится, вероятно, к какой-то докетической группе гностиков, поскольку крайне негативно отзывается о крещении водой, потопе, разрушении Содома и Гоморры, зато восхваляет содомитов, которых именует погубленными праведниками.
Популярные ереси
За три первых века новой эры образовалось множество гностических школ. Большинство из них базировались на христианстве, но значительно расширяли его границы. Евангельский Иисус их не вполне устраивал, так что гностические тексты были «дополнены» космогоническими мифами и другой, не христианской эсхатологией. Вселенная, говорили они, была создана Отцом, не имеющим телесной природы, всемогущей изначальной сущностью. И то, что было создано, – было создано в духовном плане. Первые создания этого благого мира были бестелесны. Согласно гностику Валентину, сначала появились зоны, которые порождали себе подобных: от Первоначального зона, или Монады, произошли другие его эманации – общим числом 30, которые образовывали «производящие пары». Самыми известными зонами были Христос (не входил в первоначальные 30) и София – то есть «небесный супруг» и Мудрость, «душа мира». Все они образовывали силы света – Плерому.
София породила сына – Демиурга, или Ялдабаофа, который по силам был практически равен Богу, но в противовес Плероме создал материальный мир. Сначала своих служителей-архонтов, среди которых были Саваоф и Адонаи, а затем и людей. Причем последних он сотворил из двух начал – материи и света, который был украден у матери Софии. И если Плерома была благим миром, где не существует зла, творение Демиурга было областью тьмы. Люди тоже состояли из тьмы и света, зла и добра. Домой, в Плерому, они могли вернуться, лишь избавившись от материальной оболочки, но попадали туда только избранные. Гностики называли их пневматиками, то есть духовными сущностями. До уровня пневматиков могли подняться «одухотворенные», или экстрасенсы. Две категории людей: гилики и саркисы – в силу косной материальной природы гнозиса постичь не могли. Поэтому гнозис явился к ним сам в виде Иисуса, но все равно низшими категориями людей был не понят или неправильно понят.
Три века церковь кое-как терпела гностиков в своих рядах. Но утвердившись, наконец, как официальное учреждение, предала их анафеме и уничтожению. Сочинения гностиков сжигались на кострах, сами они оказывались в казематах или вынуждены были бежать к последователям других религий.
И если в Европе гностические корни христианства были выдраны с мясом, то в соседней Персии они даже пришлись ко двору. Там появилось со временем манихейство. Сохранились гностические традиции в Египте, Ираке, Армении, а затем с новой волной гностицизм вернулся на Балканы, откуда началось его торжественное шествие на запад.