Историки считают, что Крестьянская война, проходившая на германских землях в 1524-1525 годах, является крупнейшим народным выступлением в Европе. Уступает она разве что Великой французской революции. Причин этого восстания земледельцев найдется немало. Однако на масштабы народного гнева повлияло новое религиозное учение, продиктованное тезисами Мартина Лютера.
Народные бунты в разных точках мира имеют схожие причины, но каждый раз что-то оказывается неожиданным. Например, в немецкой Крестьянской войне среди лидеров восстания были рыцари и проповедники.
Брожение умов
Народные волнения в Священной Римской (а по сути, в Германской) империи, увы, трудно назвать редким явлением. Непосильные налоги, безвозмездный труд на герцогов и графов, всяческие притеснения простого населения частенько заставляли крестьян браться за оружие. Но после того как в 1517 году священник Мартин Лютер повесил на дверь Виттенбергского собора знаменитые 95 тезисов, в народе началось настоящее «брожение умов».
Документ Лютера не только обличал папу и продажу индульгенций, но и выступал против наживы понтифика и «князей церкви» за счет паствы. Еще бы, что-что, а выжимать соки из добрых христиан святые отцы умели виртуозно. Один только аббат из Кемптена (город в Германии) в течение 1523 года поднял налоги в 20 (!) раз и обложил церковной десятиной дворы, ранее от нее освобожденные. Сторонники Лютера проповедовали, что «церкви пора вернуться к раннехристианской традиции, когда последователи Христа были нищими» и перестать обирать простой народ. И глас проповедников был услышан.
Причем не только крестьяне, но и почтенные бюргеры-горожане, а также бедные рыцари, поднимались на борьбу с притеснителями. Повстанцы выражали свое недовольство не только церковниками, но и зарвавшимися феодалами. Не удивительно, что в среде восставших родилось сразу три манифеста, выражавших их требования к власть имущим.
Первым таким документом стали «12 статей», принятые в 1525 году в Швабии, в городе Меммингене. Авторами его являлись здешний проповедник Христофор Шаппелер и скорняк Себастьян Лотцер. Составили они эту знаменитую (хотя довольно умеренную) петицию, опираясь на жалобы представителей 300 крестьянских общин, чем и обосновывалась ее популярность.
А вот «Статейное письмо» написанное одним из лидеров народного движения Томасом Мюнцером, было поистине революционным документом, призывающим народ к самым радикальным действиям.
Третьим манифестом восставших стала «Гейльброннская программа», появившаяся в 1525 году во Франконии (историческая область на юго-востоке Германии). Она являлась своего рода проектом переустройства страны и выражала взгляды передового бюргерства.
«Светлый» и «Черный» отряды
Однако все эти документы появились на свет позднее первых выступлений поднявшегося на борьбу крестьянства, что было обусловлено значительными успехами восставших. Так, в мае 1524 года восстал баварский город Форхайм, где представителям местной общины удалось заинтересовать своими идеями здешнего бургомистра и его гарнизон. Примеру повстанцев Форхайма последовали крестьяне, проживавшие в окрестностях Нюрнберга, жители города Штюлингена и прилегавших к нему деревень. Предводителем этих восставших стал Ганс Мюллер, отдавший половину своей жизни службе в армии.
Постепенно народные волнения захватывали все большие и большие территории. Уставшие от притеснений крестьяне Саксонии, Тюрингии, Швабии и других районов Германии сбивались в отряды и давали достойный отпор своим угнетателям. Конечно, привыкшие работать на земле люди были мало знакомы с военной тактикой и стратегией, но здесь им на помощь приходили, бедные рыцари, которые тоже были недовольны своим положением. Чаще всего такими главнокомандующими крестьянских отрядов становились младшие сыновья богатых (и не очень) сеньоров, вынужденные мечом добывать себе пропитание. Но бывали и исключения из правил.
Так, рыцарь Флориан Гайер, получивший довольно неплохое наследство, на свои средства закупил вооружение для восставших и обучил их воинскому мастерству. Позднее его подразделение получило название «Черный отряд» и весьма успешно громило богатые имения во Франконии.
Соратниками Гайера стали Вендель Гиплер, обедневший дворянин, и Яков Рорбах, крестьянин, которого разорили судебные тяжбы с одним из католических монастырей. Эти повстанцы возглавляли «Светлый отряд» крестьян, насчитывавший несколько тысяч человек. Еще одним руководителем и «военачальником» «Светлого отряда» был рыцарь Гец фон Берлихинген, примкнувший к восставшим по ряду своих убеждений.
Успешное продвижение этих двух отрядов, мягко говоря, обеспокоило Швабскую лигу (союз высшего германского дворянства и представителей духовенства). Весной 1525 года дворянам удалось собрать сильную армию, которую возглавил Георг фон Вальдбург. В мае 1525 года его войска под стенами города Ингольштадта встретились с объединенными силами «Черного» и «Светлого» отрядов и нанесли восставшим сокрушительное поражение. Отчасти виной тому стало вероломное предательство Геца фон Берлихингена, скоропостижно изменившего свои политические взгляды. Вендель Гиплер и Яков Рорбах попали в плен, однако Гайеру и нескольким его людям удалось в тот раз избежать гибели и скрыться от преследовавших его солдат. Но вскоре доблестный рыцарь попал в засаду и погиб, как и подобает воину, в бою.
Окончательное поражение
Но разгром восставших в Швабии не положил конец кровопролитной войне. В Тюрингии (область на востоке Германии) ярким лидером восставших являлся Томас Мюнцер, проповедник из города Мюльхаузена. После поражения восставших на востоке страны этот населенный пункт стал центром крестьянского движения. Желая поквитаться со Швабской лигой, Мюнцер стал собирать в Мюльхаузене войско, способное противостоять солдатам императора. Вскоре под его знаменами собралось 8 тысяч крестьян, с которыми проповедник отправился во Франконию, где в его отряды влились местные бунтовщики.
15 мая 1525 года у города Франкенхаузена восставшие встретились с армией императора. К лидерам повстанцев отправились парламентеры, которые потребовали выдать им Томаса Мюнцера, обещая после этого великодушное прощение императора всем участникам мятежа. Однако посланники получили категорический отказ. Завязалось кровавое сражение, в ходе которого незнакомые с военным делом восставшие были разбиты.
Увы, вооруженные косами и топорами селяне были просто сметены закованными в броню конниками. Эта битва унесла жизни 6 тысяч крестьян, но Мюнцеру удалось бежать. Однако шпионам императора удалось выследить проповедника, и вскоре он был арестован. Несчастного привезли в город Мюльхаузен, который еще совсем недавно был центром его движения, и здесь Мюнцера казнили на главной площади.
Не менее жестокие наказания понесли и другие лидеры Крестьянской войны. Ганс Мюллер был схвачен 23 мая 1525 года. Почти два месяца он подвергался тяжким истязаниям, после чего его обезглавили в крепости в Лауфенбурге. Вендель Гиплер скончался в заточении, а Якова Рорбаха ждала мучительная смерть на медленном огне. Не менее страшная участь ждала простых участников военных действий. Известно, что Крестьянская война заставила взяться за оружие более 300 тысяч простых земледельцев. Многие из них погибли во время сражений, но и немало из этих людей стали жертвами палачей. Желая раз и навсегда усмирить и запугать недовольных, феодалы устраивали в городах и селах показательные казни, дабы тем самым отбить у прочих земледельцев охоту выступать против своего хозяина.
Так или иначе, но Крестьянская война унесла жизни 100 тысяч крестьян! Оставшиеся в живых бедолаги должны были выплатить своим сеньорам огромные штрафы, а также восстанавливать хозяйство, разрушенное в ходе боевых действий. Удивительно, но Мартин Лютер, с тезисов которого и начались крестьянские выступления, строго осудил их. Хотя, если бы бунтовщики добились успеха, его учение гораздо быстрее завоевало Германию. Увы, повстанцы были разбиты, а потому последователям Лютера пришлось еще несколько десятилетий отстаивать свое право исповедовать близкое им вероисповедание. Германия, а затем и вся Европа, вступила в эпоху долгих религиозных войн. Точку в этом кровавом противостоянии поставила Тридцатилетняя война, закончившаяся победой Реформации.