После падения Рима традиции имперской государственности на Западе сохранялись в северной Галлии и в королевствах романизированных бриттов. Менее известна судьба латинских провинций Северной Африки. Однако и там остались осколки римской цивилизации.
Если судить по популярным историческим картам, при распаде Римской империи здесь возник государственный вакуум. В действительности на этих развитых территориях закрепились вожди берберов. Крупнейшее государство, созданное ими, историки называют Мавро-римским царством (Regnum Maurorum et Romanorum).
Лидеры берберов
После 429 года, когда в Северную Африку вторглись вандалы, местное латинское население утратило административные связи с Римом. Вандалы смогли подчинить себе почти все бывшие владения Карфагена. Но завоевав древние цивилизованные города Африки, воинственные германцы быстро изнежились, чем воспользовались их соседи на юге и западе.
Кочевники-берберы (маврусии) досаждали римлянам еще в III веке, однако в ту пору император Максимиан Геркулий изгнал их в Сахару. Часть берберов осталась в североафриканских провинциях в качестве союзников Рима, они несли службу по охране границ. Теперь же, когда над вождями маврусиев больше не было начальства «сверху», никто не мешал им самим сделаться властью.
Некий Мастиес, вождь небольшого королевства Аврасия (Орес), в 476 или 477 году принял титул «императора», который сохранял 40 лет. Оспаривать его мог разве что правитель другого крупного «осколка» Римской империи – так называемого Мавро-римского царства в бывшей Мавретании Цезарейской. Его основателем был Масуна (Массонас). Надпись, найденная в районе города Алтава (ныне Улед Мимун, Алжир), датированная 508 годом, называет Масуну «королем мавританских племен и римлян».
«Помимо Алтавы, ему принадлежали еще два города – Кастра Севериана и Сафар. Нам известно, что управление последним городом он поручил префекту-берберу по имени Масгивинис», – отмечает автор «Истории Северной Африки» Шарль-Андре Жюльен.
Другой французский историк, Альбер Аяш, очерчивает границы владений берберов в VI-VII веках от реки Мулуя на востоке Марокко до горного массива Орес в Алжире и Тунисе. Примечательно, что помимо бывших провинций империи в состав Мавро-римского царства вошли и земли кочевых берберов, которые ранее были независимы от Рима.
Отношения с Византией
В 533 году константинопольский басилевс Юстиниан решил восстановить власть своей империи в Африке. При вторжении полководца Велизария берберские короли отказались поддерживать вандалов. По сведениям Прокопия Кесарийского, берберы предложили союз Велизарию. Римский военачальник щедро отплатил им деньгами и послал символы власти – серебряные скипетр и диадему, тунику, белый плащ с золотыми застежками и башмаки с золотым шитьем. Королям Алтавы, как и другим берберам, это казалось подтверждением легитимности. «Ведь у маврусиев был закон, что никто не имеет права властвовать над ними, прежде чем басилевс римлян не пришлет ему, пусть даже будет он врагом римлян, знаков его власти», – утверждал византийский автор.
Но реальной помощи византийцам берберы не оказали, заняв нейтральную позицию. Это позволило им сохранить независимость после разгрома вандалов.
Вслед за Велизарием командование войсками в Африке принял придворный евнух, магистр армии Соломон. Мавро-римский король Масуна в 535 году выступил его союзником против других берберских вождей в Нумидии и Мавретании Ситифенской.
Описания этих военных действий дают представления о боевой тактике берберов. Они выстраивались кругом, в центр которого помещали женщин и детей. Далее вставали мужчины-воины, вооруженные мечами, дротиками и короткими копьями. У берберских бойцов имелись маленькие круглые щиты, но доспехов они, по-видимому, не носили (Прокопий Кесарийский называл их «нагими»). Внешнее кольцо обороны составляли верблюды. Вид и запах этих животных отпугивал вражеских лошадей.
Государственные порядки
Историк Николай Болгов относит берберские царства к особому типу варварских государств, возникших на периферии поздней Римской империи. По его мнению, королевство Алтава походило на такие африканские государства, как Аксум и Нубия, но также обладало «чертами, близкими варварским королевствам Западной Европы, испытавшим влияние латинской традиции». Христианское население городов уже давно было романизировано, жители говорили на диалекте латыни с заимствованиями из семитского пунического языка.
По-видимому, берберы сохранили (по крайней мере, отчасти) римскую административную систему. Использовались прежние названия должностных лиц – король Масуна назначал префектов и прокуроров. Вместе с тем, берберские правители ввели для себя такие почести, которых не знали прежние римские наместники. В частности, это касалось посмертного церемониала. Усыпальницами берберских королей считаются знаменитые джеддары, иногда называемые «алжирскими пирамидами». Эти сооружения, предположительно возведенные в V-VII веках, находятся в местечке Джедар к юго-западу от Тиарета.
Вероятно, джеддары строились для захоронения потомков и родственников Масуны. По форме постройки напоминают более ранние североафриканские каменные гробницы, например, королевский мавзолей Медрасен, возведенный в III веке до нашей эры.
Всего в Тиарете насчитывается 13 джеддаров, самый высокий из которых имеет 45 метров в высоту. Это сравнимо с высотой египетской пирамиды Усеркафа. Внутри расположены сложные лабиринты комнат и коридоров, кое-где стоят каменные скамьи. Общая черта джеддаров – наличие большого помещения, назначение которого неясно.
Исследования, начатые в 2018 году, показали, что гробницы не единожды пострадали от мародеров. Тем не менее, на камнях сохранились изображения и надписи. Берберы высекали геометрические фигуры и рисунки животных (львов, лошадей и других). Письмена в джеддарах пока не расшифрованы.
Голуби и чаши на стенах гробниц обычно трактуются как христианские символы, но это не значит, что короли мавров обязательно придерживались христианства. Некоторые из них подпадали под влияние иудаизма, другие же, возможно, сохраняли языческие верования. Известны случаи, когда берберские вожди обращали в рабов иноков христианских монастырей. Лишь в самом большом джеддаре в Тернатене сохранились фрески с религиозными сценами, типичными для средиземноморской христианской иконографии V века.
Закат королевства Мавро-римское царство существовало вплоть до правления короля Гармула. Придя к власти около 570 года, он нарушил традиционный союз с Византией и напал на Преторианскую префектуру Африки – созданное Юстинианом объединение семи африканских провинций. Но берберский король потерпел поражение, и в 578 году его государство распалось. Часть территорий отошла к Византии, на оставшихся землях образовалось около восьми более мелких государств.
Берберо-римский государственный симбиоз сохранялся в Северной Африке до самого арабского завоевания. Например, в марокканском Волюбилисе, центре бывшей провинции Мавретания Тингитанская, латинско-христианская община, судя по эпиграфике, имела влияние еще в 655 году. Римско-берберские государства оказали ожесточенное сопротивление всадникам Омейядов. В 682 или 683 году король Алтавы Кусайла (Цецилий), действуя в союзе с другими берберами и Византией, победил арабов в битве при Вескере, что замедлило продвижение мусульман на целое десятилетие. Последней героиней берберского сопротивления считается исповедовавшая иудаизм королева Дахия аль-Кахина, происходившая из Ореса. Решающая битва ее войск с арабами, закончившаяся поражением мавров, состоялась между 700 и 705 годами.
Христианство в крупных городах Северной Африки существовало еще пять-шесть веков после арабского нашествия. В XII веке основатель династии Альмохадов Абд аль-Мумин казнил последних магрибских христиан. С этого времени в берберском мире, по выражению Шарля-Андре Жюльена, исчезла «печать римской цивилизации». В то же время африканская латынь как язык местами все еще употреблялся до конца XV века.
Хорошая тема затронута. Мало кто пишет о событиях в той части бывшей империи.