Идеолог террористической организации «Народная воля» Лев Тихомиров считал самодержавие злом и готовил покушения на царя Александра II. Но после убийства императора и бегства за границу полностью пересмотрел свои взгляды, стал убежденным монархистом и большим патриотом России.
ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ
Лев Тихомиров родился в семье военного врача 19 (31) января 1852 года в Геленджике. В 1864-м поступил в Александровскую гимназию в Керчи, где познакомился с революционными идеями, которые буквально витали в воздухе, ими была заражена почти вся молодежь. В 1860-х годах в царской России даже те, кто противился революции, верили в ее неизбежность.
В 1870 году юноша с отличием закончил гимназию и поступил в Московский университет на медицинский факультет. Во второй половине XIX века по России повсеместно развернулось народническое движение. Его радикальные идеи чрезвычайно привлекали юно-шей и девушек. Н. Г. Чернышевский писал: «Неудовольствие народа против правительства, налогов, чиновников все растет. Нужно только одну искру, чтобы поджечь это».
В 1871 году несколько молодых революционеров объединились и создали кружок «Чайка», названный по имени одного из создателей — Николая Чайковского. В него вошел и Тихомиров. Чайковцы занимались антиправительственной пропагандой среди рабочих, пробовали агитировать и среди мужиков в деревнях. Реформа 1861-го дала крестьянам свободу, но они не получили главного — земли, на что напирали революционеры.
Летом 1873 года Тихомиров перебрался в Петербург, поближе к товарищам-чайковцам. Тогда же у него случился бурный роман с Софьей Перовской, которая навещала Льва в качестве невесты и в Петропавловке, куда он был заключен на 2 года.
ОХ УЖ ЭТИ СКАЗОЧКИ
С октября 1877-го по февраль 1878 года в Петербурге проходил суд над революционерами под названием «процесс 193-х». В числе прочих перед судом предстал и Тихомиров. Процесс получил широкую огласку, судей упрекали в необъективности и недостаточности доказательной базы. На сторону обвиняемых встали французские, немецкие и английские газеты. Несмотря на критику, 28 человек приговорили к каторге, 36 — к ссылке, остальных — к менее тяжким наказаниям. Тихомирова под поручительство родственников выпустили на свободу под полицейский надзор. Почти сразу он нарушил условия освобождения и ушел в подполье.
Летом 1879 года после бурных споров между революционерами распалась «Земля и воля». Разочарованные результатами «хождения в народ» и пассивностью рабочих и крестьян, радикалы создали «Народную волю». Их кредо — громкие политические убийства как способ разбудить Россию и спровоцировать протесты, а вслед за ними и революцию. Террор был провозглашен единственно верным способом борьбы, а Тихомирова единогласно назвали главным идеологом подполья. Его «Сказка о четырех братьях» — брошюра для «хождения в народ», в которой революционные идеи преподносились на понятном мужику языке, — имела успех. Но в это время «признанный представитель, теоретик и лучший писатель», по выражению Веры Фигнер, стал сомневаться в терроре. Он был не против борьбы с властью, но убийство стало казаться ему слишком радикальным средством. Однако маховик террора остановить уже было невозможно. 20 июля 1879 года на съезде в Липецке костяк народовольцев проголосовал за убийство царя.
ЦАРЕУБИЙСТВО
13 марта 1881 года в Петербурге под кортеж императора Александра II метнул бомбу народоволец Николай Рысаков. Пострадали казаки, карета, император уцелел. Царь отказался возвращаться во дворец и вышел из кареты, чтобы поддержать раненых черкесов. И тут ему под ноги бросил бомбу второй метатель — Игнатий Гриневицкий. Взрывная волна отбросила царя, ему раздробило ноги. Раненого на санях повезли во дворец, но по дороге он скончался.
После убийства царя полицейские действовали жестко. Мгновенно было арестовано все народовольческое ядро: Софья Перовская, Николай Кибальчич, Андрей Желябов, Вера Фигнер и другие. Скрыться сумели немногие.
Тихомиров не участвовал в подготовке теракта. К тому времени он уже покинул исполком «Народной воли» и занялся подготовкой и публикацией своих трудов. Весть о покушении на Александра II принял с горестью, посетил поминальную службу и надел траурную повязку. 3 апреля 1881 года мимо окон его квартиры в открытой телеге провезли к месту казни Софью Перовскую и ее напарников, и Лев боялся, что кухарка распознает в них посещавших его людей.
Обстановка в стране накалялась. За решетку отправляли всех мало-мальски неблагонадежных. Тихомиров решил бежать и в начале 1882 года вместе с семьей тайно переправился в Швейцарию, оттуда во Францию.
ЦЕНИТЬ РОССИЮ
Обосновавшись в Париже, он издавал совместно с П. Л. Лавровым «Вестник «Народной воли». Но постепенно его стали одолевать сомнения в верности выбранного пути. Разлука с Родиной все больше становилась невыносимой. «И сгинуть в бессмысленном изгнании, когда чувствуешь себя так глубоко русским, когда ценишь Россию даже в ее слабостях, когда видишь, что ее слабости вовсе не так унизительны, а сила так величественна», — жаловался он. Тихомиров все чаще стал посещать православный храм, молиться, мысленно обращаясь к предкам по отцовской линии — священнослужителям.
Между тем вести из России об успехах Александра III и его консервативной политики в духе «Россия для русских и по-русски» заставила Льва по-новому взглянуть на самодержавие и роль монарха. Благодаря сильной руке императора Россия мужала и богатела. Ее влияние на международной арене росло. А свобода и демократия в Европе, которую ставили в пример соотечественникам народовольцы, при ближайшем рассмотрении разочаровывала. «С тех пор как я вижу Францию, Швейцарию, отчасти слышу об Америке, я совершенно не верю в народное самодержавие. Это идея, ложная в принципе, а на практике приводит лишь к господству тех, кто умеет искуснее других обманывать народ», — заключил Тихомиров.
В 1888 году из-под пера мыслителя вышла брошюра «Почему я перестал быть революционером», вслед за ней он подал прошение на имя императора о помиловании. Он писал царю, что не видит для России иного пути, кроме монархии. Александр III амнистировал Тихомирова и позволил вернуться. Показательным прощением царь хотел перетянуть на свою сторону всех сомневающихся.
По возвращении Лев Александрович в первую очередь направился на могилу Александра II поклониться его праху и попросить прощения.
СВОБОДА ДЛЯ
С этого момента Тихомиров полностью посвятил свою жизнь философии и стал одним из крупнейших теоретиков позитивной свободы, то есть не «свободы от», а «свободы для». По смерти своего кумира Александра III он разочаровался в мистически настроенном и слабом Николае II, но с воодушевлением участвовал в подготовке реформ П. А. Столыпина.
После революции 1917 года Лев Тихомиров перебрался в Сергиев Посад, где и умер в 1923-м. Не осталось даже его могилы, а идеи на долгие годы были преданы забвению. Сегодня они вновь на устах у многих политиков, историков и философов.