В XIX веке в Персии появился новый исламский проповедник – Сейид Мирза Али. Он высказывал радикальные идеи о необходимости преобразовать ислам, сделав его более гибким. Учение не нашло широкой поддержки, хотя у проповедника оказалось много последователей…
Мусульмане шиитского толка верят в то, что последний, Двенадцатый имам, ушедший в «сокрытие» еще в 874 году, обязательно вернется в конце времен и принесет людям мир и справедливость. Но перед этим на земле родится Махди, его провозвестник, «врата», или «Баб», главным божественным заданием которого будет приготовление правоверных к возвращению Двенадцатого имама. В 1844 году таким «Бабом» объявил себя Сейид Мирза Али Мухаммед.
Баб Сейид
Будущий Баб родился в 1235 году хиджры, то есть в 1819 году от Рождества Христова, в персидском городе Шираз. Его семья была вполне обеспеченной и уважаемой, поскольку оба родителя вели родословие от самого Мухаммеда через его внука Хусейна ибн Али. Но когда мальчику не исполнилось еще и семи лет, отец умер, и его воспитанием занимался дядя. Он определил ребенка в мактаб, то есть мусульманскую школу, где в основном обучали чтению и заучиванию наизусть Корана, арабскому языку и началам юриспруденции.
Сейид Мирза Али оказался ребенком с богатым воображением. Унылое бормотание Корана, несмотря на крайнюю набожность, его отвращало от ортодоксального богословия, и он все время отдавал полюбившейся ему математике, каллиграфии и играм со сверстниками. О будущем роде занятий он не думал, но знал, что, как только закончатся ученические годы, он войдет в торговый семейный бизнес. Так оно и случилось.
Он отправился в иранский Бушир, торговый город недалеко от Персидского залива. Хотя дела вел честно и надежно, но никакой заинтересованности в клиентах не показывал, всегда был погружен в собственные мысли, постоянно бормотал стихи. Иностранцы, видевшие его в те годы, отмечали его чистоплотность, изысканную, хотя и простую одежду, хрупкость телосложения, небольшой рост, красоту лица и особый мелодичный, мягкий, завораживающий голос. Иными словами, будущий баб обладал харизмой.
Но до женитьбы на Хадиджи Багум, рождения и смерти первенца, ужасного открытия, что его любимая супруга больше не сможет иметь детей, купец Сейид о карьере баба, вероятно, не думал. Беда обострила его интерес к священным мусульманским текстам. Более того, он обратился к толкованию Корана и вдруг понял, что исламские незыблемые догматы необходимо пересмотреть. Не он один так думал.
Еще в конце XVIII века персидский шейх Ахмад объявил о скором явлении аль-Каима, или Махди, из потомков семьи Мухаммеда. Появилось даже движение шейхистов, которое после смерти Ахмада возглавлял Казим Рашти. Сейиду посчастливилось послушать его вдохновенные проповеди за год до женитьбы.
В тот самый год, когда Сейид потерял сына, Рашти, которому оставалось жить считаные дни, призвал последователей отправиться на поиски Махди. Один из них, мулла Хусейн, отправился в Шираз, где в скромном домике жила несчастливая чета. Мулла был так убедителен, что Сейид сразу понял, что он – врата к сокрытому имаму, то есть Баб. И более того – истинное проявление сокрытого имама. Об этом он и объявил публично 22 мая 1844 года.
Новое учение
Из Сейида буквально полились боговдохновенные тексты, написанные стихами. За свою относительно короткую карьеру Баб создал огромный свод рифмованных пророчеств, рассуждений и толкований. Если все его тексты сложить воедино, получится 20 тысяч страниц. Первым сочинением, продиктованным из сокрытия имамом, был тафсир, то есть комментарий, суры «Юсуф».
Мулла Хуссейн был потрясен. Разумеется, он тут же стал первым учеником Сейида, первой Буквой Живого, каковых за полгода набралось 18 человек. Была даже одна дама – Фатима Заррин-Тадж Барагани, поэтесса, принявшая имя Тахири, то есть «чистая». 18 Букв Живого воплощали собой 14 «непогрешимых», то есть Мухаммеда, Фатиму, 12 имамов и четырех архангелов. Вместе с самим бабом костяк единомышленников насчитывал 19 человек, и это было священное для создателя нового вероучения число: 19 дней было в каждом месяце нового солнечного года в календаре Баба. Год должен был состоять из 19 месяцев, 19 лет складывались в солнечный цикл «вахид», а 19 на 19 лет, то есть 361 год образовывали цикл «кулл-ишай», что означает «все сущее».
Баб отправил Буквы Живого, как Иисус Своих апостолов, нести слово истины в исламские города. Настало время, говорили эти апостолы, пересмотреть непогрешимость Корана и законов шариата. Женщина не должна занимать неравноправное положение, она должна быть уравнена с мужчинами в правах, ей не нужно закрывать лицо, она может получать образование, ходить без сопровождения, и мужчины не имеют права наносить ей побои и унижать. Богатые должны помогать бескорыстно беднякам, успешные – тем, кому не так повезло. Все природные ресурсы, все их четыре элемента – земля, воздух, огонь и вода – не могут продаваться и покупаться. Животных и детей нельзя бить или жестоко с ними обращаться. Инакомыслящие имеют право на собственное мнение, оно не наказуемо. Мир изменился, нельзя жить по правилам времен пророка Мухаммеда. Собственно, то, чего хотел баб, было своего рода «европеизацией ислама».
Но в арабском мире проповеди Баба и его Букв Живого вызвали волну возмущения. Скрытый имам, которого так долго ждали правоверные, говорил баб, не придет во плоти, он умер тысячу лет назад. Он вернется в конце времен, которые уже наступили, в духовном смысле, то есть через пророчества самого баба, устами которого говорит Аллах. Судный день в том виде, как его они представляют, тоже не настанет. Воскресение мертвых означает всего лишь духовное пробуждение тех, кто обратится к истинной вере. И оно идет уже давным-давно: «Если вы верите в Аллаха, то вы в раю, если заняты только самим собой и думаете о мирском благополучии – то в аду». Отделить истинную веру от наслоившейся за века шелухи – вот задача для сердца и ума правоверных.
Смерть и бессмертие
Большинство исламских богословов, шейхов, служителей закона восприняло утверждения Баба, записанные им в основополагающем сочинении «Персидский Байан», крайне негативно. Тем более, что Махди совершил вместе с Буквой Живого Куддусом паломничество в Мекку и там прилюдно объявил себя аль-Каимом. Последствия своего поступка он отлично понимал. Недаром сказал Куддусу: «Возрадуйся, тебе будет дано испить чашу мученичества ради Аллаха. Скоро и мне предстоит стать жертвенным агнцем и присоединиться к тебе в царстве вечности».
Куддуса схватили в Ширазе, сожгли ему бороду, продернули узду через нос, протащили по улицам и вышвырнули из города. Баба посадили под домашний арест, и только счастливая случайность – эпидемия холеры позволила ему ускользнуть из Шираза в Исфахан. Тамошний имам встал на его защиту, но в январе 1847 года шах Каджар повелел перевезти его в крепость Маку и заключить в тюрьму. А в 1848 году состоялся судебный процесс, на котором баба решили подвергнуть битью по пяткам, признали невменяемым и отправили в крепость Чихрик. Это спасло его от смертной казни, но ненадолго.
Буквы Живого поднимали восстания по всей стране. Сперва вспыхнул мятеж в крепости Табарси, взять которую персидскому войску удалось только хитростью. По одним сведениям, погибло 20 тысяч бабидов, по другим – раз в десять меньше. В мае 1850 года началось восстание в крепости Зенджан. В июне аналогичная ситуация сложилась в Нейризе. ВизирьИрана Амир-Кабир решил, что проще всего устранить проблему, казнив главного смутьяна страны. И 9 июля 1850 года в Тебризе Баба и его верного сподвижника Мухаммеда Али, по прозвищу Анис, расстреляли у стены казармы при большом стечении любопытных.
Казнь была плохо продумана. Арестантов, чтобы не дергались, подвесили на веревках как мишени. Но когда расстрельная команда дала первый залп, пули попали не в баба, а перебили веревки, на которых он висел. Второй расстрельной команде удалось попасть в цель. Погиб и Анис. Тела казненных бросили в ров на корм собакам. Но бабиды клялись, что останки удалось спасти и тайно перевезти в Хайфу, где он и был погребен в мечети на склонах горы Кармель. Восстания в Зенджане и Нейризе были потоплены в крови.