Как известно, наибольшее распространение рабство получило в эпоху Античности. Считается, что с падением Западной Римской империи в 476 году начался новый, средневековый период в истории европейской цивилизации. Однако рабство не исчезло полностью и немедленно. Оно сохранялось на Западе до XIV века, а в Восточной Европе – и в более поздние времена.
Большинство населения варварских королевств, возникших на территории Западной Римской империи, составляли крестьяне. Даже попадая в крепостную зависимость от землевладельцев, они сохраняли за собой определенные права. Рабов было гораздо меньше, и никаких прав они не имели. По законам тех времен раб считался вещью наряду с любым другим имуществом.
Варварская правда
В начале VI века, в период правления франкского короля Хлодвига I, был создан свод законов, известный под названием «Салическая правда». Согласно этому документу, кража раба приравнивалась к краже коня или домашнего скота. Раб не мог свидетельствовать в суде, а за совершенное им преступление ответственность нес его хозяин. Так, если раб убивал свободного франка, то это расценивалось наравне с теми случаями, когда человек становился жертвой разъяренной собаки или взбешенного быка. По закону их владелец должен был выплатить родственникам погибшего денежный штраф – вергельд, – либо выдать им виновника, коим являлись животное или раб. Точно так же решался вопрос и в случае убийства раба, с той лишь разницей, что его жизнь оценивалась в шесть раз дешевле жизни свободного человека. Если же раба убивал его хозяин, то для него это, как правило, не имело каких-либо неприятных последствий.
Сходные по смыслу положения содержали и другие «правды» – Бургундская, Баварская, Саксонская и прочие. Хотя существовали и кое-какие различия. В некоторых королевствах на человека, убившего своего раба, налагалась епитимья – церковное наказание в виде поста, молитв или ценного подношения храму. В Уэссексе хозяин, заставлявший раба работать в воскресенье, подвергался денежному штрафу и должен был отпустить такого раба на свободу. В ряде королевств освобождению подлежали рабыни, родившие своему хозяину двоих и более детей, а рабы могли оставлять себе часть заработанных ими денег и даже выкупиться на свободу.
В то же время по закону только рабов можно было пытать и применять к ним телесные наказания, а в случае совершения ими преступлений, за которые свободные люди отделывались штрафом в 45 солидов, рабы подвергались смертной казни.
«Мир Божий»
Основными источниками рабства всегда были войны и пиратство.
В раннем Средневековье воевали все против всех, а викинги разбойничали на море и нападали на прибрежные селения. Захваченных в плен англичан продавали в Дании, ирландскими рабами торговали в Англии, а в крупных городах существовали невольничьи рынки.
Начиная с XI века накал и частота вооруженных столкновений в Европе стали постепенно снижаться.
Во-первых, этому способствовала католическая церковь, проповедовавшая прекращение междоусобиц и военных действий в определенные дни недели, связанные с событиями в жизни Иисуса Христа, а именно – с вечера среды до утра понедельника. То же касалось важнейших церковных праздников, и все это, вместе взятое, получило название «Мир Божий». В 1095 году папа римский Урбан II обязал следовать этому правилу всех христиан. Ему же принадлежала идея направить энергию излишне воинственных прихожан на освобождение Святой земли и Гроба Господня.
Что же касается отношения церкви к рабовладению, то оно было неоднозначным. С одной стороны, папа Григорий Великий еще в конце VI века провозгласил, что все человечество изначально было создано свободным. С другой стороны, живший тремя столетиями позже Геральд Аврилакский владел рабами и освободил их только перед своей смертью. А в таких городах, как Камбре, Верден и Магдебург, местный епископ получал мзду от продажи каждого раба.
В то же время одно из правил «Мира Божьего» гласило, что раб, сбежавший во время религиозного шествия, становился свободным.
Во-вторых, к XI веку викинги приняли христианство и значительно умерили свой разбойничий пыл, так как церковь осуждала грабежи. К слову сказать, изменить своим прежним привычкам для них было непросто, и поэтому в 1107 году они отправились в собственный крестовый поход, главной целью которого стал захват военной добычи.
Наконец, повсеместное строительство замков и укрепление городов значительно затруднили ведение междоусобных войн. Так, к концу XI века в одной только Англии было построено более 500 замков, в которых окрестное население находило надежное убежище в случае нападения врагов.
Жизнь в Европе постепенно становилась все более мирной, и это вело к уменьшению количества военнопленных, а следовательно, и рабов.
Вместе с тем росло число зависимых и крепостных крестьян. Для землевладельцев их труд был более выгодным, так как раба требовалось содержать, а крестьянин кормился сам со своего надела. Кроме того, раб не горел желанием работать, поскольку хозяин отбирал у него все и кормил впроголодь. Крестьянин же отдавал землевладельцу только часть урожая и поэтому старался работать продуктивно. В итоге увеличивалась как его доля, так и доля землевладельца.
Торговля «живым товаром»
Помимо грабежей католическая церковь осуждала и работорговлю. В 1102 году Лондонский синод осудил ее как постыдное дело, недостойное истинного христианина. К тому времени в Англии рабы составляли не более десятой части населения страны, а во Франции, центральной Италии и Каталонии их уже почти не осталось. Тем не менее в период Крестовых походов в Европе впервые – в виде экзотики – появились африканские рабы из стран Магриба и Османской империи. Кроме того, вплоть до конца XIV века знать некоторых итальянских и французских городов в качестве домашней прислуги использовала рабов славянского происхождения.
Венецианских и генуэзских купцов, основавших торговые фактории в Крыму и на берегах Черного и Азовского морей, ничуть не смущало церковное осуждение работорговли. Сначала у монголо-татар, а затем у крымцев и турок они покупали алан, черкесов и славян и продавали их по всему Средиземноморью. Большая часть рабов становилась гребцами на галерах, а самым прибыльным являлся «женский товар». Стараниями генуэзцев среди пресыщенных европейских аристократов возникла мода на адыгейских и черкесских наложниц. Спрос на них был настолько велик, что даже в XIX веке русские моряки пресекали попытки незаконного вывоза горских красавиц с черноморского побережья Кавказа.
По подсчетам исследователей, за период Средневековья на невольничьих рынках Крыма было продано около 3 миллионов человек; при этом значительную часть работорговцев составляли купцы из Генуи и Венеции.
В XV веке их ряды пополнили португальцы. В 1446 году они привезли из очередного плавания к западному побережью Экваториальной Африки первую партию пленников-негров. «Живой товар» был продан на невольничьем рынке Лиссабона с такой выгодой, что торговля африканскими рабами была объявлена королем Португалии государственной монополией. Новые экспедиции последовали одна за другой, и в скором времени чернокожие грумы, привратники и горничные появились в домах европейской знати.
А что же церковь? Она одобрила обращение негров в рабство, и папа римский даже закрепил это право за христианами специальной буллой. Основанием для такого решения стало измышление теологов о происхождении негров от библейского Хама. По преданию он был проклят своим отцом Ноем, а его потомство обречено на рабское существование.
В течение следующих 50 лет основная масса доставляемых из Африки рабов использовалась на плантациях южной Португалии и в испанских рудниках.
После открытия Америки работорговцы получили новый рынок сбыта для своего товара. Помимо португальцев, прибыльным «бизнесом» занялись испанцы, голландцы, французы и англичане. Вплоть до запрета рабовладения в начале XIX века они получали огромные барыши, позволявшие возводить роскошные дворцы, развивать промышленность и содержать хорошо вооруженные армии и военно-морской флот.
Только не показывайте эту статью Путину
Для того что бы стать с колен не обязательно ставить всех раком…Это скорее “цивилизованный” выбор просвещенного Запада…