В древнем мифе о сыне финикийского царя Агенора Кадме рассказывается, что в один прекрасный день Зевс, обернувшись быком, похитил его сестру Европу и, переплыв с ней Средиземное море, достиг берегов острова Крит.
Легендарный Кадм, бросившийся на поиски сестры, провел молодость на берегу Средиземного моря. По одной из версий, в финикийском Угарите…
Отправившись на поиски сестры, Кадм долго странствовал по свету, всюду о ней расспрашивая. Наконец, потеряв надежду найти ее, решил остановиться в Элладе, основал город-крепость Кадмею (Фивы) и стал учить греков алфавитному письму. Точнее, своей финикийской клинописи, которой на его далекой родине люди пользовались издавна. Эти знания оказались чрезвычайно полезными для греков, и они для большего удобства переделали клинописные буквы «алеф», «бет», «гимел», «далет» и другие в собственные закорючки, назвав их «альфа», «бета», «гамма», «дельта».
Сюрпризы Укропного холма
Весной 1928 года крестьянин деревушки Рас-Шамра (Укропный холм), расположенной на северном побережье Сирии, неподалеку от небезызвестной нам теперь Латакии, ковырял мотыгой свою землю и наткнулся на подземный ход, забитый осыпавшимся песком и мусором. Ход привел пахаря под своды каменного склепа. Вскоре, узнав об этом, французские археологи начали раскопки, территория которых с каждым годом становилась все шире. Результаты работ превзошли все ожидания.
Самые нижний культурный слой ясно указывал на неолитическое поселение IV тысячелетия до нашей эры. На глубине 7-9 метров были найдены храмы, некрополь, остатки древнего морского порта, царского дворца и жилых домов, и повсюду – статуэтки, посуда, ожерелья, браслеты, бусы, булавки, печати, в основном относящиеся ко II тысячелетию до нашей эры.
На восточной стороне холма археологи раскопали довольно большое здание, внутри которого было много маленьких помещений одинаковых размеров, сгруппированных вокруг центрального внутреннего двора. Вначале решили, что эти камеры служили кладовыми. Но вскоре в углу одной из камер, среди пепла и камней, нашли глиняную табличку с клинописной надписью. Сомнений не было: здесь находился архив, древняя библиотека. Перед этой находкой для археологов бледнели все роскошные погребальные камеры, великолепные ювелирные изделия, статуи, рельефы и предметы искусства. Ведь обнаруженные ими тысячи глиняных табличек с клинописными текстами на одном из диалектов семитского языка (аморейском) могли поведать об исторических событиях на Ближнем Востоке в добиблейскую и библейскую эпоху!
После их прочтения удалось установить название раскопанного города. Им оказался легендарный город-государство Угарит. О нем не раз упоминали уже известные египетские, хеттские, ассирийские документы. И вот он найден! Среди глиняных табличек – ценнейшие хозяйственные документы, дипломатическая переписка, мифологические тексты. Последние вызвали наибольший интерес. Они были записаны в середине XIV века до нашей эры по приказу царя Угарита Никмадду II. Все слова в табличках отчетливо разделялись при помощи вертикальных черточек.
Дом быка
Угаритскую письменность удалось легко расшифровать благодаря тому, что на одном длинном брусочке нашли изображение 30 букв древнейшего в истории человечества алфавита. Стало ясно, что именно Угарит являлся родиной алфавитного письма, а следовательно, городом, в котором когда-то, возможно, жил легендарный Кадм и из которого он отправился на поиски Европы.
Стоит ли говорить о том, какое огромное воздействие имело изобретение буквенного письма на развитие мировой культуры! Не случайно глиняная табличка с записью первого алфавита является одним из ценнейших экспонатов сирийского национального музея в Дамаске. Первая буква «алеф» означало «бык», а вторая – «бет» – дом»; по-гречески – «альфа» и «бета», вот и родилось слово «алфавит».
Город Угарит утвердился на побережье Средиземного моря к XXIII веку до нашей эры. Здесь, на небольшой, но густо заселенной территории, ограниченной нижним течением Оронта, было развито зерновое хозяйство и садоводство. Особенно много вырабатывалось вина и оливкового масла.
Жителями Угарита были хананеи – народ, о котором повествуют древнейшие книги Библии. Горожане вели активную торговлю, местный царь содержал немалый флот и имел собственные верфи. Переписка Угарита с соседями – Тиром, Сидоном и Библом – свидетельствует о тесных контактах между городами побережья. Не исключено, что сухопутные связи Угарита тянулись до областей Закавказья. Особое значение для города имели отношения с Кипром, где существовала угаритская колония. Были налажены тесные торговые отношения и с Египтом.
Угаритские сказания о богах, заклинания и молитвы проливали свет на происхождение некоторых представлении и религиозных ритуалов, описанных не где-нибудь, а в древнейших книгах Библии – в Пятикнижии, составленном после прихода евреев на Землю обетованную. Во время раскопок были найдены храм бога-громовержца Балу (Ваала) и каменный жертвенный алтарь. Нашлись и останки принесенных в жертву людей (чаще всего ими были младенцы), которых хоронили на специальных кладбищах «тофет». Известно, что и древние израильтяне совершали подобные жертвоприношения в долине Хинном (на древнееврейском «ге Инном» – отсюда выражение «геенна огненная»).
При храме Балу как раз и находилась «библиотека», принадлежавшая главному жрецу города. Смотрителями архива с табличками являлись аммунеи. Они заботились о сохранении древних знаний и традиций. Еще Иосиф Флавий утверждал, что в финикийском городе Тире постоянно велась запись исторических событий. Но со временем они исчезли. В Угарите хроники сохранились, но лишь благодаря внезапной гибели города.
Победитель левиафана
Литература древнего Угарита внесла значительный вклад в историю религии и, безусловно, повлияла на происхождение библейских сказаний и их символику. Угаритские божества и праздники «предшествовали» библейским. Так, во время главного праздника плодородия совершался священный брак верховного бога Илу (библейского Эла) и его жен – Асирату (Ашеры) и Анат. В это время поедался козленок, сваренный в молоке, и начиналась разнузданная оргия. В свете сказанного получил свое объяснение «моисеев запрет» есть козленка, сваренного в молоке его матери, ведь тем самым ставилась непреодолимая преграда к участию народа в оргиастическом празднике «священного брака». Угаритский бог грома и молнии Силач Балу, податель дождя, «шествующий на облаках», изображался в облике воина в рогатом шлеме или просто в облике тельца. Он – победитель бога смерти Муту и семиглавого дракона Латану (библейского Левиафана), олицетворявшего хаос или Мировой океан. Богу-тельцу приносили в жертву сыновей (так же и Авраам готов был принести в жертву сына Исаака). В Священном Писании, как известно, не раз говорится о борьбе с золотым тельцом, с «ненасытным» Ваал-Зебубом (Вельзевулом).
В середине XIV века до нашей эры Угарит подчинился правлению хеттских царей. Через Угарит в хеттский Каркемиш шли торговцы бронзой и оловом (металлы добывались на местных рудниках). Торговцы из Каркемиша были в Угарите неприкосновенны, хеттский царь распоряжался флотом Угарита как своим. Затем в начале XIII века до нашей эры Угаритом овладели египтяне, а жители греческих Микен и Крита основали здесь свои фактории. Торговля процветала, и город вновь разбогател, как вдруг в XII веке до нашей эры разразилась катастрофа.
Интересно, что данные раскопок не подтверждают предположений об иноземном вторжении и разгроме Угарита, не обнаружено никаких следов нашествия или пожара. Скорее всего, город был разрушен землетрясением катастрофической силы и обрушившимися вслед за этим на город морскими волнами. Среди текстов клинописного архива есть один, повествующий о несчастьях прибрежного населения, вызванных гигантскими волнами. Но это событие произошло задолго до XII века до нашей эры. Его причиной, вероятно, была волна-цунами, вызванная мощным землетрясением где-то на островах Средиземного моря. Повторение подобной или еще более мощной катастрофы могло вполне стать причиной внезапной гибели цивилизации Угарита. Другая возможная, но неподтвержденная причина заключалась в уничтожении города народами моря – библейскими филистимлянами.