Мартин Хайдеггер, вероятно, величайший философ XX века и один из самых трудных для понимания мыслителей за всю историю вообще. Будучи нацистом, он никогда не раскаялся в этом, но искренне любил одну еврейку. За грехи прошлого ему запрещали преподавать, но его вклад в философию огромен. Чем же Хайдеггер поразил XX век?
Тот, кто впервые возьмет в руки книги Хайдеггера, может навсегда разлюбить философию. Его язык труден для восприятия, а мысли кажутся запутанными и перегруженными смыслами. Но это не для того, чтобы сбить нас с толку. В философии часто бывает так, что, когда новые идеи высказываются впервые, языка и подходящих терминов для их выражения просто еще нет. Хайдеггер во многих отношениях был первооткрывателем, поэтому и искал новые возможности для выражения мысли. Но мы попробуем пробраться через его тексты.
Время реваншистов
Интеллектуальное взросление Хайдеггера пришлось на первую четверть XX века. Это время разочарованного потерянного поколения, о котором писал Эрих Мария Ремарк. Разгромленная и униженная Германия после Первой мировой войны не смогла смириться с поражением. Реваншистские настроения витали в совершенно разных кругах немецкого общества, в том числе интеллектуальных. Поэтому страна с относительной легкостью отдалась в руки Адольфу Гитлеру, снимавшему с языков самые примитивные, но оттого самые понятные желания. Хайдеггер тоже был призван на Первую мировую войну, но из-за проблем со здоровьем в боях не участвовал, находясь в резерве. А потом он тоже поверил Гитлеру.
После прихода нацистов к власти в 1933 году Хайдеггер, уже достаточно поработавший преподавателем и получивший пост ректора Фрайбургского университета, смог сформулировать и выразить на научном языке оправдание новому правительству, о чем мы скажем подробнее дальше. В том же году он вступил в НСДАП, пробыв ее членом до самого конца Второй мировой войны и нося на лацкане пиджака партийный значок со свастикой. Один этот факт для приличного человека уже оставался клеймом на всю жизнь. Но Хайдеггера справедливо обвиняли в том, что он так никогда и не раскаялся в своих симпатиях к нацизму. Из-за этого ему до начала 1950-х годов запрещали преподавать в университетах.
Назад к бытию
Но все-таки научные заслуги Хайдеггера неоспоримы и с нацизмом никак не связаны. Всю жизнь его волновала такая, казалось бы, типичная для философа тема, как бытие. Хайдеггер считал, что философия за тысячелетия просто забыла его подлинный смысл, принимая за нечто само собой разумеющееся. При этом философ говорил, что бытие не нечто постоянное, а изменяющееся во времени понятие. Досократики, Платон, Аристотель, средневековые схоласты, Декарт и другие понимали под ним разное. И чем ближе к нашему времени, тем больше терялся его смысл, и тем больше философы рассуждали не о бытии, а о мышлении.
Чтобы вернуться к бытию, расчистить к нему путь, ученый решил пойти с самого начала – со времен, предшествовавших Сократу. У досократиков, по мнению Хайдеггера, единство бытия и мышления было наиболее очевидным. Поэтому он внимательно изучал античных мыслителей и попутно даже сделал смелое заявление: философия появилась в Греции, в этом смысле это чисто западное «изобретение», поскольку только западного человека издавна интересовала сущность человеческого бытия. Это не значит, что на Востоке нет философии, просто она другая и решала другие задачи, связанные больше с нравственно-этическим воспитанием благоразумного человека.
Другой важный момент философии Хайдеггера – бытие неотделимо от человека, поскольку только он его воспринимает и понимает, является его мерилом и способен задавать вопросы относительно него. Философ называет это явление Dasein, что буквально можно перевести как «вот здесь бытие», хотя точного перевода нет. Грубо говоря, Dasein – это и есть человек. Он открывает бытие, и он же им является. И в этом смысле только человек «есть». До Хайдеггера философы объясняли человека как личность, субъект, сознание, Я, но через бытие его не мыслил никто. Такой «человеческий» подход к философии оказал большое влияние на всю последующую мысль XX века.
Неудобный вопрос
Из-за непростого прошлого в немецком и мировом философском сообществе к Хайдеггеру до сих пор осталось неоднозначное отношение. Некоторые выступают за полный запрет его книги преподавания его идей в университетах. Ведь он был интеллектуальным пособником врагов всего человечества, а такое не прощается. Хайдеггер публично призывал студентов и преподавателей родного Фрайбургского университета поддерживать фюрера и нацистов, говоря о «внутренней правде этого великого движения».
Другие в его оправдание говорят, что Хайдеггер – просто маленький человек, оказавшийся заложником больших обстоятельств. В тоталитарных обществах философия – непременный элемент пропаганды, а философы – главные идеологи государства, и практически все преподаватели обязаны быть членами правящей партии. В Советском Союзе, кстати, было точно так же. Вот и Хайдеггер, как говорят его защитники, просто использовал членство в НСДАП не только для продвижения по службе, но и для возможности публиковаться – другого выхода не было. А ему, как увлеченному своим делом человеку, это было очень важно. Тем более, что он был не пропагандистом, а действительно Философом с большой буквы.
Об этом же говорили и друзья-современники Хайдеггера – в частности, его ученица и любовница Ханна Арендт. Она была еврейкой и идеологом государства Израиль, описала знаменитый процесс над нацистским преступником Адольфом Эйхманом в работе «Банальность зла». Можно представить, как она относилась к Гитлеру и его режиму. Но при этом она искренне защищала своего возлюбленного, говоря, что нацизм – это спонтанное увлечение молодости Хайдеггера, не имеющее отношения к его философии.
А что говорит закон? Ведь был же Нюрнбергский трибунал, осудивший нацизм. Получается, Хайдеггер избежал наказания? После войны Фрайбург, где жил и работал философ, попал во французскую зону оккупации Германии. Перед новыми властями стояла задача провести денацификацию на своей подвластной территории. Они тщательно изучили в том числе и дело Хайдеггера, установив, что его вины в преступлениях нацистского режима нет. Как отметил русский философ и переводчик Хайдеггера Владимир Бибихин: «Юристы закончили свою работу. Один из них сказал: если бы мы нашли, что Хайдеггер виновен, мы посадили бы его в 1945 году». К тому же нет документальных свидетельств того, что он знал о самых страшных преступлениях нацистов. Так что по крайней мере в юридическом отношении философ чист и может считаться виновным только с морально-этической стороны. За это его отстранили от занимаемой должности и запретили преподавать на несколько лет, так что наказание он все же понес.
Однако дело Хайдеггера на этом не закрылось. В 2014 году вышел в свет сборник его размышлений «Черные тетради». По сути, это личный дневник, фиксирующий наблюдения философа в 1930-е годы. Западная пресса вновь всполошилась. На Хайдеггера посыпались очередные обвинения в антисемитизме и любви к нацистам. Так, снова подтвердилось.
Хотя позже философ уже однозначно писал, что немцы «сами запустили механизм собственного уничтожения». Что касается антисемитизма, то он у Хайдеггера проявлялся на бытовом уровне, например, в виде дискриминации евреев в университете. Но философ никогда не призывал к их уничтожению. А само слово «евреи» чаще им употребляется не в этническом плане, а в отношении современных ему людей, разбавляющих западную метафизику упрощенным подходом, чего он всегда призывал избегать. Для Хайдеггера «еврей» – это такой обманщик или махинатор с бытием, и этническая принадлежность тут ни при чем.
Но все-таки главным для Хайдеггера всегда оставался научный интерес. Вопрос идеологии стоял для него на вторых ролях и никогда не определял его системных взглядов на философию. Поэтому изучать его всегда стоит в первую очередь именно как выдающегося философа, изменившего многие взгляды на XX век.