«Золотой лотос» – это знаменитая китайская традиция бинтования женских стоп по старым канонам красоты. В наше время обычай выглядит скорее как пытка из Средневековья, однако еще в начале XX века в Поднебесной такая ножка была эротическим фетишем и гарантировала успешное замужество.
С утверждением героини Фаины Раневской о том, что красота – это страшная сила, никто не спорит. Но страшной она может быть не только в переносном смысле. У разных народов были и есть довольно специфические представления о прекрасном. И Китай тут не исключение. Так называемые «золотые лотосы» – женские ступни очень маленького размера – жестокое по нашим меркам «украшение». Но в прежние времена оно просто сводило мужчин с ума. К счастью для китаянок, эта традиция отжила свое, однако осталась в народной памяти и на многочисленных фотографиях.
Тысячелетняя традиция
Точная дата появления обычая бинтовать ноги неизвестна. Раньше исследователи настаивали на X веке и даже на более ранних периодах, вплоть до древних царств, существовавших до нашей эры. Однако в последнее время историки соглашаются, что эта практика едва ли появилась в Китае раньше эпохи империи Сун (960-1279). То есть это мог быть и XIII век. И вряд ли в то время это было сильно распространено. Исходя из древних картин, скульптур и образчиков древней женской обуви, найденных археологами, доказано, что женщины до династии Сун не бинтовали себе ноги. Пересматривают взгляды и на период расцвета данной традиции – ранее считалось, что это произошло при династии Мин (1368-1644), но теперь ученые чаще говорят, что своего пика «золотой лотос» достиг уже при последней династии Цин (1644-1912 годы).
В качестве объяснения возникновения моды приводят легенду: некий император заприметил красивую наложницу с маленькими ступнями. Она умела великолепно танцевать босиком, приводя в восторг всех окружающих. Исполняла она свой танец на помосте, украшенном изображениями лотосов. Восхищенный император говорил, что от прикосновения ее ножек цветы словно распускались. Придворные дамы и принцессы империи Сун стали подражать наложнице, пытаясь добиться того же результата за счет искусственного уменьшения размера ступней. Так появился обычай бинтования ног. Это явление очень долго было распространено в Китае, но больше нигде в Азии не нашло сторонников. Правда, хотя в Поднебесной в целом это было популярно, бинтовали ноги не всем китаянкам подряд и не во всех регионах это было одинаково распространено.
Выглядит это ужасно, но то, что нам кажется идущим вразрез с природой и здоровьем, вполне отвечало древнекитайским эстетическим взглядам на женщину как на слабую, хрупкую и скромную, которую стоило оберегать и любоваться ею, словно цветком лотоса. Поэтому для китаянок были прописаны свои четкие каноны красоты, которым стоило следовать. Среди них – маленькая ступня. Повинуясь необходимости следовать эстетическим нормам, женщины были вынуждены перевязывать ноги.
Считалось, что при ходьбе они покачиваются, словно ива на ветру, и это выглядело прекрасным. Со временем в глазах мужчин маленькие ступни стали чуть ли не важнейшим аспектом женской красоты. Независимо от того, насколько хорошо выглядела китаянка, если у нее были обычные ноги или же они были недостаточно малы, над ней могли смеяться как над неполноценной и она не смогла бы удачно выйти замуж.
По заветам Конфуция
Эта традиция вполне отвечала господствовавшему в Китае конфуцианству, отводившему женщине несамостоятельное значение и подчеркивавшему ее зависимый от мужчины статус. Имея деформированную ножку, дама не могла долго и далеко перемещаться, а также заниматься физическим трудом. Поэтому заботы о ее передвижении и содержании полностью лежали на плечах мужа. Это лишний раз должно было указать на его материальный и просто тендерный статус: жена не работает, ее носят слуги или сам муж, значит, мужчина достаточно состоятельный и сильный. Не случайно «золотой лотос» в первое время делали богатые и знатные семьи. Естественно, что физически ограниченная в передвижении женщина не могла лишний раз покинуть дом супруга и, в отличие от мужчин, завести какие-то любовные связи на стороне.
А во времена правления монголо-маньчжурских династий Юань (1271-1368) и Цин, считавшихся варварскими, традиция еще и отличала доминирующий ханьский этнос от правящей верхушки: мои голы и маньчжуры не делали своим женщинам маленькие ножки. Однако юаньские правители признавали красоту этого обряда и никак его не запрещали. В династии Цин попытки запретов «золотого лотоса» были, однако маньчжурские правители хотели укрепить свое правление, поэтому принимали ханьские обычаи.
Но от аристократии мода постепенно спускалась в народ. И впоследствии даже небогатые крестьяне тоже мучили своих старших дочерей тугими бинтами – так можно было удачнее выйти замуж за более состоятельного мужчину, улучшив таким образом благосостояние всей семьи. Впрочем, «золотым лотосом» правильно было называть не любые искалеченные ножки, а только те, что не превышали в длину семи сантиметров. Чтобы достичь такого результата, девочек начинали бинтовать в пять-шесть лет, когда организм еще формируется, а кости более податливы. Проводила процедуру опытная в этом деле женщина. При этом китайцы предпочитали, чтобы это была не мать девочки, поскольку она могла пожалеть ребенка и не затянуть бинты с положенной тугостью. При правильном перевязывании стопа приобретала нужную форму примерно через пять лет.
Революции помогли
Перевязочная лента представляла собой кусок ткани длиной около трех метров и шириной пять сантиметров. Перед перевязкой у девочки подгибали все пальцы, кроме большого, направляя их к пятке. Пальцы при этом ломались. Потом ступни постоянно обрабатывали настойками из трав, ногти подрезали, чтобы они не врастали в кожу, а бинты подтягивали туже. Со временем ступня приобретала специфическую форму, когда между пальцами и пяткой появлялась характерная арка. В течение нескольких лет с начала бинтования девочка испытывала сильную боль искусственное ограничение развития какой-либо части тела невозможно без этого.
Ходить с такой красотой было очень трудно, а боль могла быть невыносимой. Несмотря на то что ногти подстригали, они все равно часто врастали в кожу, вызывая некроз тканей. Если он запускался, болезнь переходила на кости и пальцы могли отпасть. Но начинавшееся загноение не считалось чем-то ужасным. Напротив, китайцы полагали, что если вытечет достаточно гноя, а пальцы отвалятся, то ножку можно забинтовать еще потуже, и она станет лучше соответствовать модельным стандартам. Поэтому иногда некроз вызывали намеренно, травмируя ступню каким-то предметом и занося инфекцию.
Между тем обувь, которую шили по размеру «золотого лотоса», была неудобной, ее было даже трудно надеть. При этом увидеть девушку босиком было практически невозможно даже ее супругу – каноны красоты предписывали женщинам не снимать обувь.
Голоса за отмену жестокой традиции звучали еще при династии Цин, но это были лишь отдельные просветители и наиболее смелые женщины. В период Тайпинского восстания и существования Тайпинского небесного царства появился запрет на бинтование ног. Лидер движения Хун Сюцюань выступал за равные права мужчин и женщин. Когда армия тайпинов вошла в Нанкин, Хун приказал женщинам отныне не связывать себе ноги, а нарушивших закон велел обезглавливать. В то время запрет на «золотые лотосы» строго соблюдался во всех местах, контролируемых тайпинами.
В последние годы своей власти в династии Цин была попытка провести широкие преобразования в стране. Просветители, под влиянием западных идей, начали массивную кампанию за отмену «золотого лотоса». После Синьхайской революции и свержения монархии президент Китайской республики Сунь Ятсен официально запретил связывание ног. Однако старую традицию трудно было изжить в одночасье, и некоторые женщины продолжали бинтовать своих девочек. Но обычай продолжал быть мишенью для нападок китайских интеллектуалов, которые писали различные статьи, осуждающие ужасную традицию. Это было очень важно, поскольку требовалось развенчать обычай на уровне культурного кода, а это намного труднее, чем просто запретить. После основания Китайской Народной Республики коммунисты полностью упразднили «золотой лотос».