Слово «сукэбан» переводится как «девушка-босс». Именно так позиционировали себя молодые японки, вступая на тропу войны с устоявшимися стереотипами женского поведения и зачастую выходя за рамки закона.
Сукэбан – явление совершенно нехарактерное для японского общества. Так называли возникшие во второй половине XX века подростковые девичьи банды. Прелестные школьницы, вооруженные цепями и кастетами, устраивали массовые драки, нюхали клей, промышляли воровством и разбоем, одним словом, держали в страхе соседей по району и создавали головную боль для органов правоохраны и представителей власти.
Восток – дело тонкое
Япония – уникальная страна с уникальной культурой. На протяжении столетий островное государство развивалось в условиях максимальной изоляции и ресурсных ограничений. Именно отсюда жесткая иерархия общества, отсюда странное, часто радикальное отношение к долгу, чести, дисциплине, этикету, к жизни и смерти.
В XIX веке Страна восходящего солнца впервые по-настоящему столкнулась с европейской культурой, а в веке XX, участвуя во Второй мировой войне на стороне нацистов, потерпела военное поражение и была оккупирована Соединенными Штатами.
Результатом подобных потрясений стало почти насильственное внедрение элементов чуждой для синтоистов-буддистов европейской культуры. От этого японские странности лишь усугубились. Однако появление в конце 1960-х годов на окраинах Токио и других крупных городов подростковых девчоночьих банд стало экстримом даже для привычных к странному японцев.
Дело в том, что патриархальный идеал женщины – «ямато-надэсико», что буквально переводится как «японская гвоздика», предполагал утонченную хрупкую даму, хранительницу очага, мудрую мать, послушную жену. Девочки-сукэбан этому образу не соответствовали от слова «совсем».
Неуд по поведению
Как правило, в банды сукэбан объединялись ученицы старших и средних классов, и начинался их протест с нарушения школьного дресс-кода. Форменные плиссированные юбки перешивали так, чтобы их длина становилась гораздо больше установленной: до середины голени, в идеале – до щиколоток. Классические блузки, часто скроенные наподобие матросок, укорачивались, чтобы на виду оставалась полоска голого живота, рукава закатывались, на шею повязывался алый платок. На ноги хулиганки надевали цветные носки и кеды-конверсы. Ученические портфели из ткани специально вываривали в кипятке. В результате те садились до карикатурно маленького размера.
Волосы девушки сукэбан красили в рыжеватый блонд и завивали, что правилами тоже строго порицалось, зато косметику практически не использовали. Облик молодых бунтарок становился некой антитезой набиравшей ход сексуальной революции 1960-х годов, своего рода ответом на американские джинсы и мини-юбки.
Кстати, плиссированные «макси» до щиколоток, часто украшенные анархистскими изречениями, сукэбан надевали не только в знак протеста; под длинными складками было удобно прятать цепи или короткие биты. Биты, кастеты, ножи, длинные иглы, украденные из спортзалов бамбуковые мечи – все это составляло арсенал опасных пацанок, которые постоянно дрались между собой, скажем, за контроль над территорией района, а также с мальчишескими бандами. В этих жестоких стычках запросто могли пырнуть ножом, разбить голову, порезать лицо бритвой. Одна из знаменитых предводительниц сукэбан по прозвищу Бритва всегда носила этот предмет на груди и пускала в дело без рассуждений.
В бандах царила жесткая дисциплина, за нарушения полагалась публичная порка, из-биение, прижигание тела сигаретой, за самые серьезные проступки – даже суд Линча.
Лифт из преисподней
Но откуда в патриархальной сверхдисциплинированной Японии могло появиться такое дикое явление, как банды вооруженных школьниц?
С точки зрения государственных органов ничего особенного не происходило. В Японии отношение взрослых к проступкам молодежи традиционно укладывается в понятие «делинквентное поведение». По закону совершеннолетие наступает в 20 лет, до этого момента все правонарушения, даже весьма тяжкие, классифицируются как подростковые шалости.
Поэтому полиция и воспитатели смотрели на «художества» сукэбан сквозь пальцы. А вот что касается побуждающих мотивов самих девушек, будущих послушных жен и хранительниц очага, то тут все сложнее…
Столетиями формировавшаяся в условиях изоляции Япония была мало того, что абсолютно патриархальна, так еще и абсолютно помешана на следовании традициям. Доходило до того, что жена самурая, вслед за мужем совершая ритуальное самоубийство, связывала себе колени, чтоб после смерти не принять неприличной позы.
Знакомство с европейской культурой, уже вовсю двигавшей эмансипацию, не могло не взорвать японское общество. А учитывая общую тягу к радикальности, стоит ли удивляться скачку преступности среди девушек-подростков.
Важную роль в создании субкультуры сукэбан сыграло еще несколько факторов. Главным проводником идей феминизма в послевоенной Японии стала «Христианская организация молодых женщин» (YWCA) – сообщество абсолютно европейского толка, собиравшееся кроить восточный феминизм без учета религиозных и культурных отличий. Допустим, бороться за сексуальную свободу японкам было ни к чему, их в этом вопросе и так не особо ограничивали. А вот хорошее образование и хорошая работа для девушек из небогатых семей остались недостижимой мечтой. Максимум, на что они могли рассчитывать, – роль
домохозяек.
При этом в Стране восходящего солнца был еще один социальный лифт – банды якудза. Здесь успех достигался без всяких дипломов. Чтоб стать якудза, требовались смелость, агрессивность, умение пойти на риск и… мужской пол. Обычно молодые бойцы приходили в якудза из подростковых банд «банчо», этакой преступной «молодежки», куда девочек тоже не пускали. Выходило, что и здесь женщинам путь закрыт. Оставалось рассчитывать лишь на самоорганизацию.
Любопытно, что банчо хоть и косвенно, но все же поспособствовали появлению сукэбан. К себе юные гопники девчонок не принимали, зато не упускали случая побить их или ограбить. В 1960-х годах первые группировки сукэбан появились именно как средство защиты от банчо. Постепенно тендерный протест перетек в откровенный криминал. К воровству в магазинах прибавился уличный грабеж, тяжелые наркотики, занятие проституцией.
Уже к середине 1970-х годов банды сукэбан разрослись до размера маленьких армий. Только «Женский альянс Канто» насчитывал 20 тысяч участниц, в то время как во всех бандах якудза состояло около 100 тысяч бойцов. Учитывая размах девичьих преступных объединений, считаться с ними была вынуждена даже всемогущая японская мафия. У союза Канто были свой руководящий совет и даже казначей.
Розовые фильмы
За два десятилетия банды девушек-боссов стали настолько популярным явлением общественной жизни, что массовая культура просто не могла пройти мимо. Уж слишком многообещающей была тема.
Сначала девочки-сукэбан стали постоянными героинями японских комиксов-манга. Затем малолетними бандитками заинтересовался кинематограф. Героини, срисованные с представительниц агрессивной субкультуры, удовлетворяли буквально всем запросам киношного ширпотреба, не претендующего на звание высокого искусства, зато востребованного массами и недорогого в производстве.
В 1970-е годы родилось и расцвело целое направление подобных картин – pinku eiga («розовые фильмы»). Это кино целиком посвящало себя женщинам в криминальных обстоятельствах. Низкобюджетные ленты наполняла эротика на грани порнографии, кровавые драки и прочее насилие. В условиях конкуренции с развивающимся ТВ «розовое кино» было единственным шансом на выживание для маленьких кинотеатров.
Сюжетные линии фильмов разнообразием не блистали. Героини, обиженные и униженные мужчинами, от кадра к кадру становясь все круче, громили обидчиков, расплескивая литры крови и постепенно освобождаясь от одежды. Самыми известными кинолентами в стиле pinku eiga считаются «Сукэбан-блюз», «Ужасная школа для девочек», «Хулиганка».
К 1980-м годам субкультура сукэбан стала модной и приобрела популярность, хотя бандитская составляющая из нее безвозвратно исчезла. Банды, вроде Канто, стали историей. Сукэбан растворились в рядах гонщиков босодзоку и представителей других полукриминальных течений. Сегодня дерзких школьниц-бунтарок в юбках до щиколоток и с бамбуковыми мечами наизготовку можно встретить лишь на конвентах косплея, в мангах, аниме или компьютерных играх.