Первоначально Бразилия была узкой прибрежной полосой на востоке Южной Америки. Хотя хронист экспедиции Педру Алвариша Кабрала и описывал новое приобретение короны в ярких красках, сами португальцы лишь задумчиво качали головами. Средств на его освоение в казне не было.
Португальцы стали хозяевами Бразилии совершенно случайно. Эскадра Кабрала во время его плавания в Индию была снесена с курса сильными ветрами и 22 апреля 1500 года пристала к неизвестным берегам. Ни золота, ни пряностей португальцы там не нашли. А народы, которые ее населяли, не в пример доставшимся испанцам инкам и ацтекам, были совершенно дикими. Такими дикими, что португальцы даже сомневались – люди ли они вообще… Колониальный захват
Единственная надежда была на то, что вложения окупятся за счет экспорта дерева цезальпинии, или пау-бразила, древесина которого очень ценилась в Старом Свете. Из него изготавливали мебель, музыкальные инструменты, добывали дорогущий пурпурный краситель, но в Европе цезальпиния не росла, ее экспортировали из далекой Малайзии. И вот, пожалуйте! Тут пау-бразила произрастало столько, что новая земля немедленно стала называться Бразилией. Это потом уже вспомнили, что на латыни «бразил» означает еще и «жаркий», это тоже вполне соответствовало правде. Туземцы ходили нагишом, разве что иногда прикрывая срам.
Король распорядился поставить присоединенную территорию на самоокупаемость: разделил весь бразильский берег, как пирог, на 14 кусков и учредил 15 капитанств, власть в них подразумевалась наследной, часть доходов следовало отчислять метрополии, но в целом каждый капитан в своем капитанстве был почти что богом. Только вот развивать территории им предстояло за свой счет. Капитаны быстро смекнули, что без налаживания контактов с аборигенами никакой выгоды им не видать. Если в других землях связи налаживались с помощью мены товара на товар, то здесь у туземцев товара не было. А бразил был бесхозным, соответственно и бесплатным. И умные португальцы решили использовать местный дикарский обычай – принимать чужаков в свое племя, усыновлять. Изголодавшиеся по дамам белые мужчины усыновлялись охотно. Ведь их сразу женили на местных девственницах, и родичи туземной жены становились им свояками. Те отлично рубили и обдирали бразил до ровных бревен, и товар отправлялся тоннами за океан.
К XVII веку португальцы уже основательно устроились в Бразилии. Оказалось, что здесь можно выращивать сахарный тростник, и появились плантации с энженью – небольшими сахарными заводиками. И тут дали о себе знать конкуренты. Еще в XVI веке впритык к владениям португальцев на островке в заливе Гуанабара обосновались французы. Сразу же не особо нужная короне земля стала ей необходима, и за эту полоску суши началась кровавая война. Потребовалось 10 лет, чтобы выбить французов и основать на побережье собственный город – Рио-де-Жанейро. Прежде это место было облюбовано диким народом пури.
Быт и нравы
Пури, как делился наблюдениями три столетия спустя путешественник Григорий Лангсдорф, «ведут очень замкнутый образ жизни и предпочитают держаться подальше как от португальцев, так и от других индейцев; они, как говорят, очень коварны и жестоки». Осторожными и жестокими они были и в XVI веке. В ту эпоху они входили в группу дикарей, расселившихся по восточному берегу Бразилии в долине реки Параиба-ду-Сул и враждовавших с другими племенами, которые называли себя тупи.
С приходом португальцев тупи проявили к колонизаторам относительную лояльность, и, полагаясь на поддержку «свояков», стали гнать пури, короадо и других соседей вглубь континента, в девственные леса, которые португальцы называли «сертен», то есгь «глушь». К тому же с появлением плантаций активизировались отряды «бандейрос», состоявшие из португальцев и детей португальцев от туземных женщин. В сертены зги работорговцы до поры до времени не совались. С побережья пури предпочли уйти, и к XIX веку расселились на большой территории, включая штаты Рио де-Жанейро, Эспириту-Санту, Минас-Жерайс и Сан Паулу – по рекам Параиба-ду-Сул, Рио-Гранде и Доче.
На языке индейцев короадо «пури» означало «храбрый-, впрочем, как и в переводе на язык пури самоназвание «короадо». Мужская часть этих племен рождалась для охоты и войны. Они убивали врагов быстро и бесшумно, и, как сообщали должностные лица, группа «следопытов» в пять человек могла уложить значительный по численности португальский отряд. Причем после ликвидации от противников не оставалось в буквальном смысле ничего. Трупы врагов считались сакральной пищей. Правда, чтобы не заболеть от употребления белого мяса и унять клокочущую в желудках кровь врага, пури выпускали немного собственной отравленной крови, пили отвар ипекакуаны или просто жевали корень этого растения.
Жили пури охотой, собирательством и рыбной ловлей. Благо в лесах, где они обосновались, было вдоволь еды. Подолгу на одном месте они не задерживались, при опасности быстро снимались и уходили, бросив «дома». Эти дома были, как описывали путешественники, вроде птичьих клеток, их просто плели из веток и покрывали сухой травой. А иногда и вовсе выкапывали в земле углубление и выстилали соломой.
Только после прихода европейцев (и то не везде и не все) они стали осваивать примитивное земледелие Благодаря миссионерам появились альдейи – деревни, где они разводили свиней и выращивали кукурузу, бобы, кофе, маниоку, табак, батат, перец, тыкву. Из кукурузы, зерна которой тщательно пережевывались девушками и обильно смачивались слюной, они делали местную бражку – катипуэйру.
Торговля с европейцами в XIX веке, как сетовали путешественники, сильно их испортила: пури стали часто и много пить. Хотя в горах Минас-Жерайса, где они кочевали, к XVIII веку были открыты месторождения драгоценных металлов, пури довольствовались сборами ипекакуаны.
Голые и счастливые
Одежды у пури почти не было. Полоски ткани да головные уборы из перьев или сухих растений – вот и все. Зато тела они расписывали разнообразными узорами. На щеках они делали три отметины в виде звездочек, точек или точек, обведенных кругами. На лбу, между бровями, тоже ставили точку. У женщин круги разделялись двумя горизонтальными линиями. По рукам и ногам с внешней стороны сверху вниз тоже проводились две параллельные пинии, а пространство между ними заполнялось точками. На левой руке могла также изображаться подземная змея, которая, по сложившейся во время колонизации легенде, однажды проснется и стряхнет с земли пури все, что построили там белые люди. И вернется время мира и счастья.
Роспись мужчин была несколько иной. С шеи на грудь сверху вниз спускались по две параллельных линии с каждой стороны тела, они шли до талии, такие же линии шли от шеи по каждой руке до кисти, вокруг шеи делалось две круговых линии. Иногда рисунки дополнялись изображениями рыб. А детей и вовсе разрисовывали пятнами, равномерно покрывающими все тело, – считалось, что это раскраска ягуара.
Однако вполне может быть, что пури уподобляли себя хитрым и мелким зверькам под названием «паки», которые были открыты учеными совсем недавно. Паки покрыты от головы к хвосту рисунком из параллельных белых линий с белыми точками между ними. Еще интереснее то что некогда одно из племен, родственных пури, тоже называлось паки,
На протяжении двух столетий на индейцев охотились работорговцы «бандейрос», но все это время пури ускользали от них как тени. У коренных народов Бразилии выбор был небольшой; либо идти к иезуитам, которые селили новообращенных христиан в альдейи при миссии, либо уходить подальше в леса. К миссионерам многие пури относились очень настороженно. Языка белых проповедников учить не хотели, детей отцам на учение не сидавали и предпочитали сохранять собственные представления о мире.
Бога как такового у них не было, но они верили, что после смерти пури уходит в лес, где растут в огромном количестве кокосовые пальмы сапукайя и водится много дичи, где пури всегда сыт – то есть в своего рода загробный рай. На земле от бед их защищает дерево а каяка, которому они поклонялись и просили помощи. У них даже были легенды, что пури оставались свободными и счастливыми, пока были живы их акаяки. Когда же «бандейрос» срубили и сожгли их талисман, из пепла акаяки родились алмазы, а с ними всевозможные беды, которые закончились порабощением. К XX веку от пури остались только воспоминания. ..